Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

О задержке речевого развития у детей современные родители наслышаны немало, а кому-то даже пришлось, к сожалению, на практике столкнуться с таким пренеприятнейшим фактом. Медики отмечают, что в последнее время обращения за специализированной помощью родителей детей с задержкой речевого развития все больше учащаются. По какой причине такое происходит, история умалчивает. Но то, что обращения эти зачастую поступают тогда, когда малыш уже находится в достаточно взрослом возрасте - порядка 3-4 лет - значительно усложняют процесс лечения и коррекции речи.

Речь специалисты называют очень тонким процессом- формирование ее начинается уже в младенчестве и длится на протяжении нескольких первых лет жизни малыша. К 3-4 годам ребенок уже должен свободно общаться со сверстниками, интересоваться у родителей окружающим миром, вербально выражать свои эмоции и свободно отвечать на вопросы. Если по какой-то причине этого не происходит, то родители должны сильно обеспокоится такой ситуацией и показать ребенка специалистам. Ведь такая ситуация как раз и свидетельствует о том, что у малыша проявляется задержка речевого развития: отставание в усваивании и использовании речевых навыков. И чем раньше мама с папой спохватятся, тем быстрей появится возможность установить причину данной проблемы и эффективно ее устранить.

Причины задержки речевого развития ребенка могут быть самыми разными: от какого-то психического заболевания до перенесенного в раннем детстве нервного потрясения. Так, толчком для развития заболевания могут стать проблемы во время беременности или родов: гипоксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка, родовые травмы - все это может отобразиться на формировании навыков речи в будущем. Сказываются задержкой развития речи психические расстройства (синдром Дауна, аутизм, слабоумие), эндокринные заболевания, эпилепсия, снижения слуха или патология ротовой полости. Часто влияют на развитие речи ребенка и внешние факторы, такие как недостаточное общение с родителями и невостребованность речи малыша- стрессовые ситуации (вплоть до смены места жительства или сильного испуга)- наличие в семье младшего ребенка, которого старший копирует, подражая младенческой манере речи и не развиваясь- билингвизм родителей (в этом случае малыш может понимать слова, но еще не в состоянии разделить их на два языка).

Навыки формирования речи должны находится под строгим контролем у родителей уже по исполнении малышу 4-ех месяцев - приблизительно в это время ребенок уже осознает окружающий мир, начинает на него реагировать и запоминать, пробовать воспроизводить отдельные звуки. Упущенная из внимания задержка речевого развития у детей потом может сказаться на его психическом развитии и формировании межличностных отношений, повлияет на воображение, память и мышление, затруднит общение с окружающими. Безусловно, для того чтобы иметь возможность заподозрить неладное и вовремя отправиться на консультацию к специалистам, родители должны пристально следить за тем, как ребенок реагирует на мир и прибегает ли для этого к использованию сначала звуков, а затем и слов. Отслеживать развитие речи ребенка можно, ориентируясь на определенные нормы, по которым:

  • в 4 месяца малыш должен реагировать на обращение к нему взрослых - улыбаться, плакать, морщиться- а вплоть до 8 месяцев - пробовать произносить простые звуки («а-а-а», «э-э-э», «м-м-м»);
  • к 9 месяцу ребенок уже должен выговаривать простые словосочетания («ба-ба», «ма-ма»);
  • примерно к 10-12 месяцу ребенок должен отзываться и оборачиваться на свое имя;
  • в 1,5 года малыш уже осознает окружающие его предметы, узнает их на слух и может показать на картинке- также в этом возрасте ребенок должен реагировать на просьбу взрослого;
  • в 2 года ребенок должен уже уметь выговаривать простые слова и составлять простые словосочетания: «хочу кушать», «дай мне»;
  • в 3-4 года при норме малыш уже умеет составлять более сложные предложения, даже если не все слова в них выговариваются правильно. Речь ребенка в этом возрасте становится более связной и приобретает интонации.

Если на каком-то этапе раннего развития ребенка родители обнаруживают отклонения от нормы, то есть смысл в ближайшем будущем обратиться за консультацией к медикам. Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития детей, тем результативней пройдет лечение. Важно понимать, что задержка речи у детей становится следствием определенных отклонений, определить которые возможно лишь после тщательных обследований ребенка.

Помогут в этом психолог, невропатолог, отолариноголог или же остеопат. Лечение задержки речевого развития будет происходить в соответствии с причинами, которые ее спровоцировали. Неврологические проблемы решаются с помощью медикаментов- психологические - при поддержке психолога и соответствующем поведении родителей- если же задержка речевого развития у малыша связана с нарушениями слуха, то придется переводить его в специализированный детский сад, где ребенком будут заниматься специалисты в этой области.

Помимо того, что коррекцией речи ребенка будут заниматься профессионалы, усиленные занятия с крохой станут одной из главных обязанностей родителей. Необходимо как можно больше с ним общаться, читать совместно стихи и петь песенки, учить малыша воспринимать названия предметов на слух. Важны занятия с ребенком по специально разработанной логопедом программе, регулярные посещения медиков для отслеживания состояния речи малыша. Немаловажными в этой ситуации будут и занятия спортом, упражнения на координацию, общий и точечный массаж, пальчиковые игры: специалисты отмечают, что между опорно-двигательным аппаратом и речью существует определенная взаимосвязь. А значит, все вышеперечисленное постепенно будет стимулировать развитие речи ребенка.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: