Задержка речевого развития у детей

Видео: Причины задержки речевого развития у детей

Многие родители полагают, что развитие речи служит зеркалом умственного развития сына или дочки. Но это не всегда правильно. Есть и обратная тенденция: задержка речи малыша замедляет его навыки обучения, общения, адаптации к детскому коллективу. Итак, каковы же причины отставания в развитии речи ребенка? Когда бабушкам и родителям следует бить тревогу? Чем можно помочь девочке или мальчику?

Задержка развития речи у детей: причины

Речь ребенка имеет определенные нормы развития и становления, когда ребенок должен говорить. Обычно ко второму дню рождения у ребенка происходит всплеск развития речи. До двух лет дитя созерцает мир, накапливает информацию и опыт. К двум годам этот опыт уже перебарывается клетками мозга, а развитие мышц речевого аппарата позволяет ребенку выражать себя и свои мысли при помощи слов. Но в каждом правиле, и в речевом тоже, есть свои исключения. Поэтому случается так, что развитие речи малыша запаздывает. Есть несколько причин такой проблемы:

  1. Недоразвитые мышцы рта либо ослабленный тонус мышц лица. Об этом могут свидетельствовать такие признаки, как предпочтение мягкой пищи вместо твердой, частое выпадение еды изо рта, повышенное слюноотделение. Такие признаки недоразвития речевого аппарата наблюдаются у малыша, когда его слишком рано отлучают от материнской груди. Когда же мама вообще не кормит дитя грудью, то у ребенка больше шансов иметь такие проблемы с речевым аппаратом. Какое же решение проблемы в этом случае? Результативными будут упражнения, при которых нужно сводить губки вместе с напряжением. Прекрасно для этого подходит и выдувание мыльных пузырей. Свою развивающую роль сыграют также игрушки, в которые нужно дуть: дудочки, свистки. Следует предлагать малышу также пить через соломинку, напряженно втягивая щеки. Полезным будет имитирование звуков разных птиц и животных, поезда, звонка, сирен.
  2. Недостаток концентрации слухового внимания. При этом дитя плохо понимает фразы, состоящие из множества слов, оно не слышит фоновых шумов. Родителям в этом случае следует стараться привлекать детское внимание ребенка к звукам и словам. Нужно чаще читать ребенку вслух то, с чем он уже знаком. Это могут быть повторения сказок. Но при таком чтении знакомые слова надо менять на другие — смешные и нестандартные, привлекая внимание малыша к прочитанному. Нужно также показывать ребенку вещи, предметы, действия и называть их. Находясь на кухне, на даче, на улице, рассказывайте ребенку о происходящем вокруг, четко выражайтесь и не сюсюкайтесь с ребенком. Объясняйте своему сыну или дочке, что и как вы делаете дома, для чего это нужно. Произносите фразы несколько раз.
  3. Проблемы с детским слухом. Это довольно частая причина задержки речевого развития сына или дочки. Проблемы со слухом замедляют умственное развитие малыша. И тут важно вовремя диагностировать проблему, чтобы не упустить сензитивный (благоприятный) период для стимуляции слухового прохода или проходов, которые ведут к слуховому центру мозга. Но на практике большинство проблем со слухом обнаруживают поздно. Есть некоторые возрастные признаки, по которым родители могут понять, что со слухом у ребенка все в порядке. Это вздрагивание новорожденного при хлопке руками мамы в 2 метрах от него, успокоение при звуке маминого голоса, ответная реакция на ее улыбку. В 7-8 месяцев ребенок должен повторять за мамой простые звуки, а до года поворачивать свою головку туда, откуда исходит мамин или папин голос. Нормальным считается и испуг ребенка, когда он слышит совершенно незнакомый голос. Эти признаки свидетельствуют о том, что со слухом у малыша до года все в порядке. Если все хорошо до этого периода, то и беспокоиться о слухе малыша далее не стоит.

Задержка речевого развития у детей: когда начинать беспокоиться?

Педиатры говорят, что начинать бить тревогу по поводу речи ребенка родители должны по достижению ним двух лет. Они называют такие признаки задержки развития речи у деток:

  1. Словарный запас мене 20 слов и неумение комбинировать их между собой. При этом слова ребенка не очень внятные.
  2. Произношение половины всех слов невнятно, нечетко.
  3. Отсутствие взаимодействия с другими детьми.
  4. Непонимание вопросов и неспособность отвечать на них.
  5. Неузнавание простых предметов своего окружения.
  6. Неумение назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дед).

Если у вашего малыша есть такие проблемы, то нужно бить тревогу, обращаясь к своему педиатру. И первое, что он обязан сделать, — проверить слух ребенка. Иногда нарушения слуха могут возникать после ушной инфекции. Когда же со слухом у дочки или сына все хорошо, то врач может предложить наблюдение за ребенком в течение полугода для определения, требуется ли ему лечение. Но задача родителей в этот период не сидеть и ждать, а действовать активно. Вы должны максимально помочь своему ребенку развивать речевые навыки. И даже если он посещает логопеда, то домашние упражнения с мамой или бабушкой значительно ускорят процесс развития речи малыша.

Следует учитывать, что девочки во всех отношениях развиваются быстрее. Так же и в отношении развития речи. Мальчики начинают внятно и четко говорить позже девочек. У мальчиков как раз вдвое чаще диагностируются проблемы со слухом либо с распознаванием речи взрослого.

Задержка развития речи: коррекционные занятия с ребенком дома

Итак, если специалист констатировал задержку речевого развития, то нужно с ребенком проводить коррекционные занятия. Массово такие занятия проводят в детских учреждениях компенсирующего типа. Они принимают деток с задержкой речевого развития речи с двух лет. Но, конечно же, туда попасть не так уже и просто. Поэтому лучший выход — проводить такие занятия с ребенком дома самостоятельно. Хорошо бы при этом время от времени консультироваться с дефектологом либо логопедом.

Все коррекционные занятия проводятся в игровой форме. Их цель — развитие детского артикуляционного аппарата, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.

Хорошим приемом стимуляции речевой активности малыша являются игры типа «недопонималки». А заключаются они в том, что мама с папой, когда дитя пытается жестами что-то от них добиться, так же жестами изображают непонимание. Подобным образом они вынуждают ребенка стараться произносить хотя бы слоги. Конечно, в этом случае малыш начнет сначала плакать, обижаться, протестовать. Но родители должны проявлять твердость и жесткость. И тогда игра даст свой результат. Ребенок будет пытаться произносить то, что он хочет донести до родителей, а они, в свою очередь, должны четко произносить слова, которые поначалу малышу будут даваться с трудом.

Большое значение для развития мышц артикуляционного аппарата играет и ежедневная артикуляционная гимнастика. Первоначальная ее длительность должна составлять 5-7 минут. Начните с простого упражнения «Улыбка». Ребенок должен широко улыбаться в ответ на улыбку взрослого. Таким образом мышцы щек растягиваются и тренируются для произношения гласных.

Второе упражнение «Заборчик». Мама или папа должны показывать ребенку в улыбке сомкнутые зубы. Дитя дублирует движения родителей.

«Блинчик» — плоский язык нужно класть на нижнюю губу.

После усвоения ребенком этих простых упражнений необходимо осваивать более трудные.

Упражнение «Часики» заключается в качании язычка из одного угла рта к другому.

«Качели» — аналогичное предыдущему упражнению, когда язык попеременно поднимается вверх и вниз.

Дети очень любят упражнение «Лошадка». Его суть состоит в цоканьи языком подобно стуку копыт лошадей.

Отметим, что такую артикуляционную зарядку лучше всего делать с ребенком перед зеркалом — так он будет видеть и движения языка родителей, и свои.

Для развития артикуляционного аппарата ребенка рекомендуется использовать варианты дыхательных движений, когда ребенок дует на что-то. Это могут быть продолжительные дуновения на водичку или перышко, а могут быть и резкие короткие.

Часто причиной задержки развития речи малыша является неправильное поведение взрослого. Речь идет о предугадывании любых желаний малыша и их быстрое удовлетворение. Тогда дитя просто утрачивает необходимость что-то произносить и пытаться развивать свою речь. Родители должны поощрять все попытки малыша к звукоподражанию и речевой активности. Гуляя, нужно показывать сыну или дочке, как дует ветер, капает дождь, лает песик, мычит коровка. Пусть и ребенок повторяет за вами эти звуки.

Если ваш малыш немного говорит, то стимулировать развитие речи можно упражнением «договаривания» слов или фраз. Слова при этом должны быть простыми и знакомыми.

Не лишним будет показать ребенка детскому неврологу или психиатру. Иногда для стимуляции речи применяют также магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию, а также иппотерапию (лечение с помощью катания на лошади). Но такие процедуры ребенку вправе назначать только специалист.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: