Сенсорное развитие ребенка: как развивать ребенка?

сенсорное развитие ребенка

Видео: Развивающее игровое пособие своими руками - Сенсорное развитие ребенка

сенсорное развитие ребенка
сенсорное развитие ребенка
сенсорное развитие ребенка

Познание мира человеком происходит через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Сенсорное развитие ребенка направлено на формирование способности воспринимать окружающую действительность. Психологи и педагоги-дидакты сенсорное развитие ребёнка считают важнейшим направлением умственного воспитания и основой для становления сложных познавательных процессов, таких как мышление, память и воображение.

Видео: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Как развивать ребенка с рождения и нужно ли?

Наиболее интенсивно процесс сенсорного развития происходит в дошкольном детстве, причем на каждом из возрастных этапов должны решаться актуальные задачи. Так, в раннем детстве кроха овладевает предметными действиями (так называемыми хватательными). В младшем дошкольном возрасте формируются представления об основных хроматических цветах (красный, синий, желтый, зеленый), ахроматических цветах (белый, черный), простых геометрических формах (квадрат, круг, треугольник).

Трехлетние малыши способны сравнивать два - три предмета по величине (больше – меньше- самый маленький – побольше – самый большой). В дальнейшем дети знакомятся с семью цветами спектра и некоторыми цветовыми оттенками (серый, розовый, сиреневый и т.д.), называют градации цветов по яркости (светло-желтый, темно-синий и т.п.), усваивают более сложные плоскостные фигуры (овал, прямоугольник) и некоторые объемные формы (шар, куб, конус), учатся определять величину предметов в зависимости от метрической системы измерения (протяженности, площади, объема и пр.) и сравнивать величину нескольких предметов, ориентируясь на определенный критерий.

У будущего школьника должна быть сформирована элементарная система эталонов – общепринятых образцов внешних качеств объектов предметного мира. Не менее важно обучить детей способам использования сенсорных эталонов в практической деятельности. Другой приоритетной линией сенсорного развития считается формирование способов восприятия. Выделяют два способа восприятия: внешнее обследование, включающее ощупывание, обведение контура предмета, прикладывание предмета к образцу и т.п.- и зрительное обследование, предполагающее умение сравнивать предмет с другими предметами «на глаз», без проведения внешних проб. Первый способ обследования характерен для младших дошкольников, второй, как более сложный и осознанный, - для старших дошкольников.

К концу дошкольного детства складываются рациональные способы обследования предметов, само обследование обретает характер экспериментирования, причем последовательность перцептивных (обследовательских) действий зависит от поставленной задачи. Результаты исследований, проведенных российскими психологами, показали: неуспеваемость детей в начальной школе, неспособность усваивать учебный материал, в большей части случаев объясняется недостаточно сформированным восприятием.

С признаками предметов эффективнее знакомить по принципу «трехступенчатого урока», предложенному Марией Монтессори: вначале взрослый показывает и называет свойство предмета, затем предлагает найти (подобрать) предмет с таким же свойством, и только на последнем этапе просит назвать свойство предмета, например: «Какого цвета этот мячик?»

Любой вид детской деятельности основывается на чувственном опыте. Так, без сенсорного развития невозможна предметная деятельность, которая в раннем детстве является ведущей. Активно применяются сенсорные представления в различных направлениях деятельности дошкольников: на занятиях по формированию элементарных математических представлений и физической культуре, в музыкальной и изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке), конструировании, труде, игре и т.д. Сенсорное воспитание оказывает сильное влияние на расширение лексики дошкольника, что, в свою очередь, приводит к дальнейшей интеллектуализации ребенка, расширению его коммуникативно-социальных контактов. Сенсорное воспитание также является фундаментом эстетической культуры, так как восприятие произведений музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и других видов искусства во многом зависит от того, какой сенсорный опыт был человеком получен ранее.

Полноценное сенсорное развитие ребенка происходит только под руководством взрослого и при его непосредственном участии. Родители и педагоги должны стимулировать интерес детей к окружающим предметам, при этом обязательное условие сенсорного воспитания – его осуществление в процессе содержательной деятельности. Практикой детской жизни педагоги называют игру. Именно игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, предоставляет ребенку возможность отражать воспринятое ранее, совершенствовать и расширять накопленные знания. Несомненно, что главенствующую роль в сенсорном развитии играет дидактическая игра. Дидактические игры классифицируются на предметные (с природным материалом или дидактическими игрушками), настольно-печатные (лото, пазлы, домино, вкладыши и т.д.) и словесные («Краски», «Колечко», «Да и нет не говорить», «Горячо-холодно» и т.п.) Содержание дидактических упражнений весьма разнообразно и связано с задачами, которые решаются в конкретной игре. Значительное количество обучающих игр создано народной педагогикой (матрешки, бирюльки, бочонки-вкладыши и др.) Множество игр сенсорной направленности разработано и педагогами-дидактами. Соединение в игре обучающей задачи и игровой формы дает возможность направленно и планомерно применять дидактические упражнения для сенсорного воспитания ребенка и расширения его кругозора.

Психологи советуют в процессе сенсорного развития учитывать индивидуальные особенности ребенка, в первую очередь, ведущий канал восприятия окружающей действительности. Так, визуал легче запоминает зрительные образы, такому ребенку больше всего нравится рассматривать картинки, иллюстрации к книгам и т.д.

Видео: Занятие по сенсорному развитию в ясельной группе

Итак, сенсорному развитию следует уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства, регулярно подкрепляя полученные знания практикой: наблюдениями и упражнениями. Для эффективного закрепления изученного материала следует применять разные по содержанию дидактические игры.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: