Нет ничего более интересного и захватывающего для ребенка, чем игра. Играя, дети познают мир, обретают различные навыки и развивают свои способности, даже не замечая этого. Им никогда не надоедает играть, даже когда у них появляются свои собственные дети.
Правильно организованная игра способна творить чудеса. Ребенка можно воспитать, перевоспитать, обучить, подготовить к школе, развить в нем определенные черты характера (сообразительность, находчивость, инициативу) или усовершенствовать навыки. Кроме того, ребенок развивается физически и учится преодолевать трудности. И все благодаря игре.
Дидактические игры применяются в педагогике с самого раннего возраста. Сначала этим занимаются родители дома. Потом к процессу подключаются воспитатели в детсаду. И даже в школе дети постоянно вовлечены в дидактические развивающие игры. Это очень удобно и эффективно: игры значительно облегчают учебно-образовательный процесс и поражают своей результативностью. Ведь, с азартом вовлекаясь в игровой процесс, ребенок незаметно и не обременительно для себя решает дидактические задачи.
Видео: Музыкально-дидактические игры
Дидактические игры способны развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Причем они направлены на комплексное воздействие, то есть развивают детский интеллект в целом, а не каждую способность по отдельности, хотя и разделяются на математические, речевые, творческие и прочие. Дидактические игры развивают мышление, воображение, память, логику, навыки.
Дидактические игры в большинстве случаев рассчитаны на применение в коллективе. Именно так детки лучше всего усваивают любой материал. А кроме этого, коллективные дидактические игры способствуют формированию понятия дружбы и ее укреплению.
Сегодня существует огромнейшее количество различных дидактических игр, применяемых самостоятельно родителями и педагогами в коллективе. Их можно условно разделить на некоторые группы:
- дидактические игры для малышей;
- дидактические игры в детском саду;
- дидактические игры в начальной школе.
Тематически они тоже могут быть самыми разными: от первых познаний о предметах (их форме, размере, цвете и других свойствах) до тематического деления (по математике, по английскому языку, по развитию речи, по валеологии, по музыке и прочие).
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
Видео: дидактическая игра в ясельной группе Димитриева Лилия
- с игрушками и предметами;
- настольно-печатные;
- словесные.
Не смотря на обилие дидактических игр, сразу много из них применять на практике нельзя - это рассеивает детское внимание. Вместе с тем игры не должны ставить перед детьми слишком легкие или слишком трудные задачи, иначе не заинтересуют их. То есть дидактические игры должны соответствовать возрасту и развитию ребенка. Главное, чтобы игра достигала своей цели: обучать и воспитывать.