Речевое развитие детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Содержание:

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

В нашей статье мы хотим представить характеристику развития речи у дошкольников и ее возрастные нормы. Этот материал представляет собой общедоступную информацию для использования логопедами, например, на родительских собраниях или просто она может быть размещена на тематических стендах для родителей.

Характеристика речи детей первой младшей группы

На сегодняшний момент наблюдается увеличение общего числа детей, имеющих нарушения речи, есть практически неговорящие дети и дети с незначительными, но все же отклонениями речи. Родители! Обратите внимание как говорит ваше чадо. Есть ли соответствие речи ребенка согласно его возрастной группе?

Словарь

Период между 2-мя и 3-мя годами является благоприятным в плане накопления ребенком запаса слов, новые слова появляются ежедневно. Деятельность ребенка и его понимание происходящего стали сложнее и разнообразнее. Его знакомят с различными предметами, их свойствами, он может усваивать информацию о причинных связях между ними. Но дети 2-х лет еще часто пропускают буквы или слоги («клой» - открой) или добавляют лишние («таньканчик» - стаканчик).

Грамматический строй

Малыш может начинать высказывать свое суждение о предметах. Говорит он однословно («Мосьно?» — Можно?), но уже пытается строить и предложения. Самые характерные ошибки двухлетних детей- это ошибки рода («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?) Еще они не могут сообразить и путают падеж и число («Вот лубасек» — Вот рубашка).

Звукопроизношение

Нельзя однозначно сказать, когда и какие звуки должен сказать ребенок, время и порядок их появления в речи очень индивидуальны. К 2-м годам ребенок усвоил такие виды звуков: губные (П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ), губно-зубные (Ф, ФЬ, В, ВЬ), переднеязычные Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Пытаясь произнести свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Л), ребенок делает замену: С на СЬ, ФЬ- З — СЬ, В- Ц – ТЬ- Ш –СЬ, ТЬ- Ж-СЬ, ДЬ- Р-ЛЬ. Задача родителей, начиная с двухлетнего возраста ребенка, следить за развитием артикуляционных мышц. Надо проводить артикуляционную гимнастику, стараться обращать внимание ребенка, как должно звучать слово, произносить слова четко и пусть малыш старается повторить. Следует больше разговаривать с малышом, задавать вопросы и стремиться получить от него ответ. Все это делать мягко, без нажима, просто сопровождая беседой какую-либо общую деятельность, но избегайте слишком длинных фраз.

Характеристика речи детей второй младшей группы

Речевое развитие детей дошкольного возраста 1

Словарь

Ваш ребенок подрос и его словарный состав уже может доходить до 1900 слов и понятий, пока это в основном существительные и глаголы. Далее в речи маленького человечка начнут появляться прилагательные, происходит формирование понятия общего слова.

Грамматический строй

Дети постепенно начинают овладевать такими грамматическими формами, как: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., могут уже изменять основу глагола. 3-хлетние дети могут вести диалоги простой формы, они способны пересказывать хорошо знакомые им сказки, к чему их надо поощрять.

Звукопроизношение

Звуки произносятся несколько смягченно, например «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие еще произносятся недостаточно четко либо не произносятся вовсе, пример- «абака»- собака, производится замена С – Ф («фолнце»-солнце), «З-В» (ваяц-заяц), «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие детьми произносятся нечетко или заменяют их: «Ш-С-Ф» («сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Л и Р трудны в произношении и их попросту пропускают или заменяют («лямпа», «ямпа»-лампа).

Особенности в словопроизношении

Характерными для речи детей такого возраста являются наличие в речи сокращений («тул»-стул), перестановок («шапля»-шляпа), добавлений лишних звуков («реблята»-ребята), замены звука («бабака»-собака). К возрасту четырех лет ребенок уже полностью овладевает звуковой системой языка, то есть хорошо произносит многие звуки и слова, его речь понятна.

Характеристика речи детей средней группы

Речевое развитие детей дошкольного возраста 2

Словарь

Нормально развитый ребенок в четыре года владеет словарным запасом, насчитывающим около 2000 слов. Речь становится гораздо чище, количество сокращений заметно уменьшается, перестановки и пропуски слышаться все реже.

Грамматический строй

4-хлетние дети уже употребляют более сложные фразы. Речь постепенно приобретает последовательный и связный характер. Дети могут свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминают простые стихи, пересказывают сказки, употребляя грамматически правильные формы.

Звукопроизношение

Ребенок пяти лет уже может нормально воспринимать и воспроизводить звуки, постепенно из речи исчезают привычка смягчать согласные, пропуски или замена звуков, правильно произносятся многосложные слова. Конечно в таком возрасте есть еще недочеты в звукопроизношении, но это чаще касается неустойчивого произношения свистящих или шипящих звуков. Ребенок может выборочно произносить звуки, то есть в отдельных словах говорить их правильно, а в некоторых неверно. Это значит, что отдельные звуки еще недостаточно закреплены, у ребенка пока еще нет четкой дифференциации этих звуков в речи.

Если заниматься над правильным произношением, то несовершенства скоро уйдут из речи ребенка. Процесс овладения правильным звукопроизношением очень индивидуален и разница у разных детей может быть довольно ощутимой. Кто-то в пять лет говорит совершенно правильно, а некоторые дети все еще не умеют произносить Л и Р и нечетко произносят шипящие. Пока еще неправильное произношение не является отклонением и вполне закономерно. Пятилетний ребенок на слух способен узнавать звуки и может спокойно подбирать слово на конкретный звук. 5-летнего ребенка обязательно должен обследовать логопед на предмет правильного произношения.

Характеристика речи детей старшей группы

Речевое развитие детей дошкольного возраста 3

Словарь

Словарный запас 5-тилетнего малыша насчитывает до 3000 слов. В речи активно участвую обобщающие слова, правильно произносятся названия предметов и явлений жизни, употребляются сложные слова. Произношение слов происходит уже практически без искажений, оно активно совершенствуется. Уже нет пропусков или перестановки звуков, за исключением малознакомых сложных слов, к примеру «эскалатор».

Грамматический строй

Ребенок шестого года уже беседует достаточно свободно, используя довольно много слов, которые строятся в предложения. Формируя фразу, ребенок обычно пользуется всеми частями речи.

Звукопроизношение

Шестилетний ребенок уже обладает способностью замечать особенности в произношении слов другими детьми и понимать недостатки своей речи. Дети такого возраста готовы правильно воспринимать и произносить все звуки. Возможны еще некоторые недостатки произношения шипящих, а Р часто заменена на Л или Й.

Проявление у ребенка затруднений дифференциации звуков, как правило, заключается в неверном произношении слова или фразы, которые насыщены однотипными звуковыми группами, к примеру слова: сушка, шоссе, говорятся так: «шушка, шошше». Причиной такого неверного произношения у детей могут являться дефекты строения речевых органов, а так же плохое развитие подвижности артикуляционных мышц. Так же может наблюдаться недостаточное развитие фонематических процессов, а ведь именно они "отвечают за узнавание" звуков. Этот возрастной период считается самым оптимальным для начала логопедических занятий.

Характеристика речи детей подготовительной группы

Речевое развитие детей дошкольного возраста 4

Словарь

На 6-м-7-м году ребенок имеет словарный запас, достигающий 3000-3500 слов. Это уже довольно широкий спектр различных понятий и названий. Несмотря на это, детям свойственно путать понятия, часто слова употребляются неточно.

Грамматический строй

Дети 6-ти лет достаточно хорошо понимают порядок изменения слов и правильно соединяют их в предложении. Правда еще частенько бывают ошибки в соблюдении падежа: «У меня нет перчатков».

Звукопроизношение

Если у ребенка отсутствуют органические недостатки и правильное речевое восприятие, шестилетний человечек вполне владеет всеми звуками языка и может абсолютно правильно употреблять их. Ребенок этого возраста готов к обучению. Логопед, после обследования, некоторым детям ставит такие диагнозы-ФФНР, ФНР, ОНР. Давайте разберемся, что это значит.

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является довольно распространенным нарушением. Этот диагноз ставится, если ребенку свойственно смешивать или заменять звуки (шапка - «сяпка»). Просто ребенок не знает точно, как правильно звучит конкретный звук, при этом запас слов может быть достаточно большим и он может правильно строить фразы.

Что такое ФНР?

Нарушение речи при диагнозе «фонетическое недоразвитие речи» состоит только в звукопроизношении. Звук может искажаться или быть вовсе пропущенным «…ыба».

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи означает достаточно сложное речевое расстройство. Это происходит, когда ребенок с хорошими интеллектуальными способностями отличается поздним началом развития речи, или владеет скудным запасом слов, замечаются дефекты в произношении и нарушения фонематики. Дети, с такими нарушениями, часто гипервозбудимы, непоседливы, им свойственно быстрое утомление, наблюдается беспокойный сон, часто отличаются плохим аппетитом. Необходима комплексная консультация специалистов, таких как отоларинголог, стоматолог, психоневролог. Затем логопед назначает специальные занятия индивидуальной направленности или ребенок направляется в логопедическую группу.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: