Речь детей дошкольного возраста

Особенности развития речи детей дошкольного возрастаДошкольником считается ребенок от 3 до 6-7 лет. К началу этого периода кроха в норме владеет навыком произнесения звуков родного языка, хотя, как правило, делает это с ошибками. Он уже умеет произносить порядка 200 слов и строить из них простейшие фразы. Ко времени поступления в школу малышу предстоит увеличить свой словарный запас минимум в 15 раз, овладеть основными грамматическими формами языка, научиться связно излагать свои мысли и доносить их до окружающих.

Особенности речи детей дошкольного возраста

Речь трехлетнего малыша весьма специфична. Кроха общается с взрослыми с помощью фраз, состоящих из одного-двух слов. При этом он не совсем точно воспроизводит отдельные звуки, заменяет одни звуки другими. Нередко ребенок обозначает предметы упрощенными названиями (машина – «би-би», еда – «ням» и т. д.). Он может запомнить слова несложной песенки, но не умеет внятно описать событие, свидетелем которого является.

Чтобы малыш развивался дальше, ему необходимо:

  • Наличие нормальных умственных способностей и достаточно высокой психической активности;
  • Оптимальное состояние артикуляционного аппарата (легких, мышц, обеспечивающих подвижность языка, нижней челюсти и губ);
  • Хороший слух и зрение;
  • Потребность в вербальном общении.

Видео: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Последний пункт исключительно важен, и в этом смысле решающую роль играет поступление ребенка в детский садик или любой другой «малышовый» коллектив. Любящие родители понимают речь ребенка в дошкольном возрасте, даже если всем остальным она кажется совершенно невнятной. Поэтому расширение круга общения создает мощный стимул для речевого развития крохи.

По мере взросления речь детей дошкольного возраста обогащается и становится более правильной. К концу четвертого года жизни ребятишки правильно называют большинство предметов домашнего обихода. Они уже пользуются не только существительными, но и глаголами, и (немного) прилагательными, предлогами, наречиями. У четырехлеток очень сильна тяга к общению- они часто первыми вступают в разговор с незнакомыми людьми. К пяти годам детишки начинают интересоваться звуковым оформлением речи: им особенно нравятся рифмованные строчки и возможность «поиграть в слова», самостоятельно создавая коротенькие двустишия.

Речь детей старшего дошкольного возраста

Речь маленького ребенка обычно носит ситуационный характер (кроха 3-4 лет вступает в вербальное общение только по необходимости, чтобы объяснить взрослым свои нужды). По мере взросления дети овладевают навыками монологической и диалогической речи, то есть учатся беседовать на отвлеченные темы и вести диалог.

Видео: методика развития речи детей дошкольного возраста , http://s.kma1.biz/eeqRgu/

Старшие дошкольники, имеющие нормальный уровень физического и психического развития, должны уметь точно описывать знакомые им предметы, пересказывать содержание небольших литературных произведений или фильмов, высказывать свои соображения по поводу событий, происходящих с их героями. В возрасте 6-7 лет ребенок правильно произносит все звуки, он говорит развернутыми фразами, используя практически все части речи. Старший дошкольник способен поддерживать беседу на интересующую его тему, логично отвечать на вопросы. В этом возрасте дети уже умеют регулировать громкость своего голоса в зависимости от обстоятельств.

Темпы становления речи детей дошкольного возраста прямо зависят от среды, в которой они растут. Если в семье говорят правильно, деликатно указывают ребенку на ошибки и ежедневно беседуют, как с равным (без сюсюканья и ненужной снисходительности), малыш начинает правильно говорить, читать и писать раньше своих сверстников.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: