Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Ваш малыш только родился и почти ничего не умеет. Но очень скоро вы будете удивлены, как быстро он учится овладевать своим телом, реагировать на окружающие его предметы и происходящие рядом явления. Все умения ребенка эволюционируют. Актуально это и для речи малыша. Начинаясь с привычного младенцам «агу», их речь с каждым месяцем становится все разнообразней и сложней. Одни дети к трем годам абсолютно правильно произносят все звуки алфавита, другие же не могут справиться с некоторыми из них и до шести лет.

Тем не менее, речь детей нужно рассматривать не только с фонетической (произносительной) точки зрения, но и с лексико-грамматической (то, как он строит словосочетания и предложения).

В чем заключаются особенности детской речи?

Развитие речи ребенка можно разделить на две части: понимание речи взрослых и ее воспроизведение. В младенческом возрасте ребенок воспринимает не содержание слов, а лишь интонации. А вот обращенную к себе речь взрослого ребенок отчетливо понимает, начиная примерно с восьмимесячного возраста.

Сначала речь ребенка - это лепет. Чем богаче он и эмоциональней, тем раньше и быстрее ребенок овладеет родным языком. Всевозможные «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» - это всего лишь звуки, не имеющие смысловой нагрузки. Но ребенка нужно поощрять воспроизводить их вновь и вновь, ведь именно так он тренирует свой речевой аппарат и делает первые шаги к овладению родной речью. К восьми месяцам малыш начинает осознанно говорить «мама», «дай» и так далее. Некоторые дети поначалу не произносят все слова целиком. Иногда они могут звучать как отдельные слоги: «ма», «да», но это уже - первые осознанные слова. Далее ребенок может называть отдельные предметы вовсе чудными словами. Например, «не хочу» он может произносить как «ку», или же, требуя машинку, он может кричать «си».

Далее, примерно к году, малыш начинает пополнять активный словарный запас, который в среднем насчитывает от 5 до 10 слов. Вся речь малышей отличается односложностью, простотой, а также неправильным произношением не только слов, но ии отдельных звуков. Наиболее часто разнообразные речевые «недочеты» наблюдаются у детей дошкольного возраста. Например, двух-трехлетние малыши очень часто заменяют некоторые звуки. Так, "ш", "ж", "ч", "щ" чаще всего произносят как "с" и "з", которые звучат недостаточно четко. Поэтому в речи детей нередко присутствуют такие слова как «масина», «сапка», «зук». Это актуально и в отношении многих других звуков. Но особенно сложным для воспроизведения является звук «р». Иногда его не удается произнести и пятилеткам. Он то заменяется звуком «л», как в слове «лот», или вообще отсутствует, как в слове «каова».

Нередко слова перекручиваются до неузнаваемости, и тогда человек «со стороны» может вообще не понимать, о чем говорит ребенок.

К возрасту четырех-пяти лет количество искаженных звуков заметно уменьшается, а к шести годам практически все дети произносят правильно звуки, включая шипящие и «р». Тем не менее, в этом возрасте еще 10% детей искажают некоторые звуки, или заменяют одни на другие. Если вовремя не предпринять необходимых мер, то в дальнейшем такое произношение четко укоренится, и переучить ребенка произносить правильно будет очень сложно.

Видео: Развивающее видео. Голоса птиц. ФИЛИН

Почему дети неправильно произносят звуки?

На это есть несколько причин. Например, неправильная речь окружающих. Или же не придание взрослыми внимания тому, что дети коверкают слова, в результате чего неправильное произношение закрепляется. Иногда родители не помогают малышу и не подсказывают, как правильно воспроизвести тот или иной звук или же слово. Еще одна причина: неблагоприятная обстановка, в которой живет ребенок. Особенно это актуально, если в квартире одновременно живет много людей, или же в семье напряженная психологическая обстановка, сопровождаемая ссорами, скандалами и криками. Иногда причиной неправильного произношения являются дефекты речевого аппарата, например, короткая подъязыковая уздечка и так далее.

Несколько советов родителям

Чтобы речь малыша развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днем, проанализируйте, как разговариваете вы и другие люди, окружающие ребенка. Говорите четко и не «сюсюкайте», даже если малышу - всего шесть месяцев. В противном случае ребенок примет ваше произношение за норму и будет стараться воспроизводить именно его.

Старайтесь избегать конфликтных ситуаций и не ссориться в присутствии малыша. Негативные эмоции родителей пугают ребенка и на подсознательном уровне заставляют его замыкаться в себе. От этого страдает не только психика, но и речевая сторона.

Чаще читайте ребенку детскую литературу. Это тренирует память, расширяет словарный запас, стимулирует речь. Не откладывайте чтение книг до времен, когда малыш достигнет года или полутора лет. Небольшие стихотворения или сказочки можно читать уже с 4-5 месяцев. Это привьет малышу привычку слушать.

Разговаривайте с ребенком. Даже находясь на кухне, сообщайте ему, что вы делаете. Готовите суп, а малыш рядом? Комментируйте то, что он видит. Рассказывайте: «Вот мама взяла картошечку. Сейчас ее нужно почистить. Вот так. А теперь берем морковку и порежем ее. Ножик острый, его нельзя трогать деткам, но мама - взрослая. Вот Дима вырастет и будет маме помогать, правда?». Разговаривайте с малышом не только дома, но и на улице. В общем, всегда и везде, где есть возможность.

Кроме того, старайтесь не понимать малыша с первого раза, даже если на самом деле вы все понимаете. Переспросите его, что он хотел. Тем более, не давайте ему желаемого, если он не попросил словами, а только указал пальчиком на вожделенный объект.

Видео: Развиваем малыша. Детская развивающая смешная песенка про Несси

Если ребенок не всегда правильно произносит слова или отдельные звуки, не ругайте его. Также не муштруйте. Ненавязчиво повторите неправильно произнесенное малышом слово и попросите, чтобы он повторил его за вами. Не забудьте похвалить его за попытку сказать правильно.

Играйте с ребенком в игры, способствующие развитию речи. Особенно хороши игры на развитие мелкой моторики.

Обучать детей грамотной речи и четкому произношению - задача нелегкая, но необходимая. Ведь от того, насколько коммуникативным будет человек в будущем, зависит и его положение в обществе, и профессиональный уровень, и даже круг его общения.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: