Что умеют дети в 11 месяцев: общие навыки и особенности развития

11 месяцев – это очень интересный, но и очень беспокойный для родителей возраст малыша. Его любопытство и страсть к исследованию окружающего мира доводит неопытных маму и папу до отчаяния. Физическое развитие ребенка в 11 месяцев позволяет ему «шкодить» намного активнее, чем более младшим деткам. Кроха уже не только ползает (и очень ловко!), но и самостоятельно садится, встает, держась за опору, может взобраться на диван и слезть с него, пытается ходить.

годовалый мальчик

Ребенку нравится общаться с другими людьми – не только со взрослыми, но и с детьми. Некоторые дети дружелюбно лопочут с ровесниками в песочнице, другие толкаются и отбирают игрушки, но ни один малыш не останется равнодушным к своему «соседу». Он уже понимает, чего от него хотят родители, что он делает «правильно», а что им не нравится, прислушивается к замечаниям. С ним уже можно договариваться.

Физическое и двигательное развитие

Ребенок в 11 месяцев весит от 9,8 до 10,4 килограмма при росте от 73 до 75 см. Однако худощавые, нормально развитые мальчики могут весить от 8,4-8,5 до 10-10,4 килограмма, а их рост бывает и ниже, и выше возрастной нормы (от 71 до 77 см). Вес девочек – от 7,7-8,0 до 10 килограммов, а рост от 66,5 до 71 сантиметра. Окружность головы малыша – в пределах 46-47 сантиметров, а обхват его грудной клетки – приблизительно 48-49 см.

К этому возрасту у малыша постепенно развивается мелкая моторика рук, он сам держит свою чашечку и пьет из нее, пытается есть ложкой, берет мелкие предметы вытянутыми указательным и большим пальчиками. Открыв для себя новые возможности, многие детишки обожают рвать бумагу: малыш хватает лист, повернув руку в запястье, и разрывает его. С подсказки взрослого дети начинают строить устойчивые пирамидки из кубиков, но сразу же рушат их – пока им интересна сама игра, а не результат.

Движения 11-месячного ребенка становятся разнообразнее, чем у младших детей. Он способен выбрать подходящее действие для достижения цели. Малыш подтягивается на прутьях манежа, придерживается за стул и встает, но сделав шажок, опускается на четвереньки и ползет, чтобы обогнуть преграду. Он карабкается на диван, протягивает ручонку, достает игрушку… а то и какой-нибудь предмет, который нельзя давать в руки маленькому исследователю.

Положение ребенкаДвижение
Положите малыша на живот, сделайте шаг в сторону и позовите его, покажите привлекательную игрушку
Он поползет к вам на четвереньках. Его ручки и ножки должны двигаться слаженно: левая нога – правая рука, потом правая нога – левая рука
Посадите ребенка на пол, медленно поднимите его ножку на 45° , потом вторую
Он наклоняется, вытягивает вперед руки и уверенно удерживает равновесие. Если его легонько толкнуть влево, вправо или назад, он быстро упрется в пол вытянутой рукой
Сядьте с ребенком на полу рядом с опорой (стулом, диваном). Поманите его игрушкой, чтобы ему захотелось встатьПридерживаясь за стул, малыш сам поднимается на ножки с четверенек или из положения сидя: выставляет ножку вперед, ставит ее, подтягивается на руках и выпрямляет. Кроха одинаково ловко владеет обеими ножками и ручками
Посадите младенца, положите перед ним на стол маленькое круглое печенье или вишенку, черешнюРебенок схватит и удержит предмет согнутыми указательным и большим пальцем (педиатры называют это действие «щипцовый» или «пинцетный» захват). Хорошо развитые малыши одинаково ловко хватают печенье и правой, и левой рукой

Пора ли малышу уметь ходить?

Только научившись ходить, ребенок покачивается, с каждым шажочком хватается за опору или за мамину руку. Позже он начинает понимать, что размахивая одной рукой, можно удерживать равновесие, а в другой нести игрушку. Даже детишки, которые еще неуверенно стоят на ногах, легко приседают и «танцуют», если папа и мама показывают им движения и «танцуют» вместе с ними.

Половина малышей начинает ходить к первому дню рождения, но в среднем ребенок осваивает ходьбу с 9 до 16 месяцев. Это зависит и от физического развития малыша, и от его чувства равновесия, от темперамента.

  • Спокойные уравновешенные малыши не торопятся взглянуть на мир с высоты. Ведь ползать проще и быстрее! Но когда они поднимаются на ножки, то быстро осваивают новую науку.
  • Дети-холерики рано начинают ходить, им не терпится как можно быстрее стать самостоятельными. За такими малышами трудно уследить. Только вчера он носился по полу на четвереньках, а сегодня уже деловито топает вдоль стеночки и норовит стянуть со стола скатерть…

Худенькие дети начинают ходить раньше, а «толстячки» – позже. Чтобы у ребенка сформировалась правильная осанка, педиатры не советуют давать ему ходунки. Пускай на прогулке он покатает свою коляску, топая рядом с ней.

Психическое и сенсорное развитие

Маленький исследователь активно изучает все, что его окружает: он трогает, нюхает, лижет поверхности, а незнакомые предметы тянет в рот. Он с интересом пробует незнакомую еду, отдергивает руку, прикасаясь к горячему, шероховатому, липкому. Помогайте своему малышу развивать осязание! Пусть ходит босиком по песку, по траве, речной гальке, играет мокрыми и разными на ощупь игрушками. Приготовьте ему ягодное желе и не запрещайте есть его руками (конечно, чистыми!) – оно ведь такое интересное на ощупь!

годовалый мальчик

Малыш лучше ориентируется в пространстве, чем несколько месяцев назад. Спрячьте игрушку за спину. Он проследит за вашей рукой, и когда вы спросите «Где мячик?» обойдет вас и со смехом ухватит спрятанное. Младшие детишки со слезами обиды пытаются достать конфету через стенку прозрачной банки, но в 11 месяцев малыш уже понимает, что такое «внутри» и легко справится с задачей.

Он обожает играть с ведерками, коробками и ящичками, с сумками, в которых много карманов – засовывая одни предметы в другие и вытаскивая их оттуда. Кроха еще не понимает, что бывают предметы, одинаковые по форме, но разного размера. Пройдет еще несколько месяцев, и юный исследователь перестанет пытаться положить большое квадратное ведерко в маленькое.

Развитие речи

Приближаясь к годовалому возрасту, ребенок уже различает в потоке речи родителей отдельные слова и даже предложения, хотя сам произносит 3-4 слова. Он знает свое имя, оборачивается, когда его зовут, понимает, когда его ругают или хвалят, повторяет действия, которые нравились взрослым или над которыми они смеялись. Малыш выполняет простые мамины просьбы: «Иди сюда», «Дай маме печенье». Он улавливает жесты, которыми взрослые сопровождают свои просьбы, и подражает им («до свидания», «дай», «уходи» и т. д.), по просьбе взрослых показывает «где у него ротик, носик, ушки, глазки, пальчики».

У 11-месячного малыша появляется личный «мини-словарик»: он осмысленно произносит звуки, слоги и удвоенные слоги, называя знакомые предметы, людей, ситуации. Например, «дррр» обозначает машину, «та-та» – мяч, «аа-а» – еду, «го» – колготы. Некоторые слова понятны только ему самому и нескольким близким, а остальные – это звукоподражания («уу-уу» – проехала скорая помощь, «ав-ав» – увидел собаку. Играя в одиночестве, дети «разговаривают сами с собой», произнося бесконечные «монологи» из отдельных звуков и цепочек слогов.

Учите малыша говорить правильно! Он внимательно следит за вашими губами и старается повторить то, что вы ему сказали. Поправляйте его («Не «абаб, а «баба». Скажи «ба-ба!»). Задавайте простые вопросы, и пускай кроха вам отвечает: «Как курочка делает, как кошечка делает, как падает камушек, где твоя тарелка?». Научившись правильно произносить звуки, подросший малыш не будет картавить или шепелявить.

Научите малыша понимать запреты

В возрасте любопытства не сдерживайте активность малыша и не ограждайте его от других детей. Но он еще не знает, что опасно, а что нет, что можно и что нельзя делать, какие вещи нельзя трогать, потому что они хрупкие, а какие – потому что можно пораниться. Кто из малышей не пытался засунуть пальчики или металлическую проволочку в розетку? Поэтому малыш должен четко понимать «нет» и «нельзя».

Произносить запрет нужно твердым, но спокойным голосом и не больше трех или четырех раз. Когда маленькому ребенку говорят «Нет!», он останавливается, смотрит на взрослого и снова пытается выполнить свое намерение: «может быть, все-таки можно»? Если малыш не слушается, возьмите на руки и унесите его. И не злоупотребляйте словом «нельзя». Если малышу нравится возиться с двумя предметами – предложите ему вместо того чтобы поварешку по табуретке, возить машинку по деревянной разделочной доске.

Ребенок в 11 месяцев любит бросать вещи на пол, а некоторые умудряются и повыбрасывать свои игрушки через окно. Малышам нравятся громкие звуки, каждый предмет падает с особым стуком, а если он еще рассыпается на осколки… Бросая вещи, ребенок видит, что у них разный вес, одни из них хрупкие, другие не бьются, третьи отскакивают от пола. Проводите такие «эксперименты» вместе со своим сынишкой или дочкой, и ребенок раньше поймет, почему нельзя бросать тяжелые и хрупкие предметы.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: