Первый год жизни ребенка – это период, за который человек стремительно развивается и растет. Для того, чтобы следить за своевременностью развития и вовремя заметить возможные отклонения, специалистами разработаны нормы развития грудничка по месяцам.
Необходимо помнить, что эти нормы – усредненный показатель и стоит все же делать поправку на индивидуальные особенности. Так, стоит учитывать дополнительно множество факторов, среди которых немаловажными являются особенности протекания беременности, особенности, срок и способ родов, а также наследственность.
Поэтому нормы являются примерными и возможны отклонения в ту или иную сторону на период до 3-4 недель и чем старше ребенок, тем длиннее может быть этот период.
Эволюция
Первый месяц:
- В первую неделю жизни грудничок может не набрать вес и даже его потерять, затем идет интенсивный набор веса и к возрасту 1 месяц малыш набирает 500-100 грамм и вырастает на 3-7 см;
- Первый месяц – это период адаптации к внешнему миру, большую часть времени новорожденный спит;
- К месяцу малыш начинает узнавать маму – при ее появлении наблюдается оживление, может сфокусировать взгляд, хорошо развиты все, присущие этому возрасту, рефлексы (сосательный, хватательный, рефлекс опоры, защитный).
В 2 месяца малыш обычно:
- Делает попытки держать голову и поворачивает ее в разные стороны;
- Лежа на животе, опирается на предплечья;
- Прислушивается и поворачивает голову на звуки, ищет глазами источник звука;
- Осознанно улыбается (прочитайте статью «Когда новорожденный впервые начинает улыбаться«);
- Подолгу рассматривает предметы;
- Начинает гулить.
К достижению 3 месяцев грудничок:
- Уверенно держит голову на животе и поднимает корпус;
- Умеет переворачиваться со спинки на бочок и обратно (подробнее в материале «Когда младенец начинает переворачиваться«);
- Активно гулит, эмоционально реагирует на окружение;
- Смеется.
К четырем месяцам физическое развитие малыша идет особо интенсивно, так как организм уже полностью адаптировался и начинает познавать мир:
- Уверенно и подолгу держит голову в положении лежа на животе;
- Начинает переворачиваться с живота на спинку, позже со спины на живот;
- Берет игрушки, перекладывает их из одной руки в другую, может рукой вытащить изо рта соску;
- Начинает произносить слоги.
Пятимесячный малыш умеет следующее :
- Быстро переворачивается со спины на живот;
- Делает попытки сидеть;
- Ползает по-пластунски;
- Встает на четвереньки и раскачивается;
- Играет с игрушками – подолгу рассматривает развивающие игрушки, шуршит, тянет, пробует на вкус, выбрасывает.
В полгода ребенок:
- Начинает самостоятельно сидеть;
- Начинает ползать – сначала назад;
- Появляется первое звукоподражание – га-га-га, ав-ав и т.д.;
- Малыш начинает улавливать причинно-следственные связи – появление звука при нажатии на кнопку, к примеру.
В 7 месяцев ребенок:
- Уверенно сидит, садится самостоятельно с четверенек;
- Делает попытки встать у опоры;
- Уверенно ползает не только вперед;
- Хлопает в ладоши;
- Пьет из чашки.
В 8 месяцев ребенок:
- Уверенно стоит у опоры;
- Ходит вдоль опоры приставным шагом, держась обеими руками;
- Знает название игрушек, появляются любимые и нелюбимые игрушки;
- Кивает головой «да» и мотает головой «нет».
Девятимесячный ребенок:
- Ходит, держась за опору одной рукой;
- Понимает слова, обращенные к нему;
- Делает попытки есть ложкой самостоятельно;
- Произносит первые простые слова – мама, папа, на, дай;
- Много лепечет.
В десять месяцев малыш:
- Делает попытки ходить самостоятельно, без опоры;
- Активно интересуется предметами обихода – пульты, телефоны, кастрюли;
- Хорошо понимает речь, может выполнить простые просьбы – принеси, унеси, подай;
- Складывает пирамиду, разбирает и собирает матрешек.
В 11 месяцев малыш:
- Самостоятельно ходит;
- Может объяснить свои потребности односложными словами;
- Может дать простую оценку своим поступкам (плохо или хорошо);
- Умеет самостоятельно есть;
- Делает попытки самостоятельно одеваться.
К возрасту одного года ребенок обычно:
- Уверенно самостоятельно ходит, в том числе и на улице;
- Передвигается так, как ему удобно – ползает, ходит, бегает;
- Говорит 5-15 слов, может пытаться соединять два слова в предложение;
- Активно познает мир, лезет всюду, пробует все на прочность и на вкус, поэтому так важно создать максимально безопасные условия и минимизировать запреты.