Организму ребенка в процессе развития необходимы физические нагрузки. Если младший школьник долго сидит за партой, его кости легко деформируются при неправильном положении, он теряет внимание и быстро утомляется. Поэтому, чтобы повысить способность ребенка к восприятию новых знаний, предупредить утомляемость, искривление позвоночника, необходимо на уроках проводить зарядку. В этой статье мы опишем организационные особенности физминутки для младших школьников.
С каждым следующим уроком утомляемость ребенка все больше накапливается. Поэтому физические упражнения необходимо делать на каждом учебном занятии за таким графиком:
- первый урок: 1 физминутка на 25-ой минуте урока;
- второй урок: 2 перерыва на зарядку на 15 и 20-ой минутах;
- третий и четвертый уроки: 3 минутки отдыха на 10, 15 и 20-ой минутах.
Приведем общие требования к физкультурным минутам:
- Комплексы упражнений должны быть разнообразны и соответствовать уроку.
- Проводить физминутки следует на начальном этапе утомления.
- Предпочтение нужно отдавать группам мышц, которые наиболее подвержены утомлению.
- Зарядка должна обеспечить позитивное настроение.
Продолжительность физминутки в начальной школе – 1-2 минуты. Она должны включать комплекс разнообразных упражнений с их повторением 4-5 раз. Упражнений не должно быть много, достаточно 5-6:
- ходьба на месте-
- потягивание с поднятием рук;
- приседания;
- наклоны;
- повороты туловища;
- упражнения на дыхание (вдох-выдох).
Это поможет справиться с переутомлением у детей и повысить их работоспособность.
Чтобы младшим школьникам было интересно делать зарядку, учителя стараются разнообразить такие минуты отдыха.
Видео: Физминутки для начальной школы
Интересные физминутки в начальной школе
Увлекательными для детей становятся физкультурные паузы, которые сопровождаются стихотворениями. Особенно школьникам нравятся стишки, которые несут юмор, заряжают позитивным настроением. Например:
Видео: Физминутки
Поднимает руки класс – раз,
Завертелась голова – два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Такие веселые физминутки в начальной школе приносят двойную пользу: они не только расслабляют мышцы и позвоночник ребенка, но и развивают память, эмоции.
Чтобы дети не теряли интерес к ежедневным повторениям упражнений, следует использовать разные виды разминок. Современные учителя предлагают для начальной школы музыкальные физминутки. Динамические упражнения, которые выполняются под музыку и сопровождаются яркой анимацией, задают положительный эмоциональный тон уроку, активизируют деятельность учащихся, способствуют профилактике утомляемости.
Приведем пример подвижных физминуток в начальной школе.
Упражнение «Самолёт»:
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Видео: Физминутка-минутка 31: кошачья (от тетушки Совы)
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Видео: физминутки
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Упражнение «Мышонок»:
- мышонок крадётся (дети показывают движения на цыпочках);
- мышонок бежит (бег на месте)- мышонок танцует (танцевальные движения).
Хорошо, если физминутки соответствуют особенностям урока. Например, во время математики можно предложить такие упражнения:
- учитель называет число, а дети выполняют приседания, держась за руки, или потягиваются, поднимая руки вверх;
- учащиеся руками показывают знаки «больше», «меньше» или «равно».
На уроках языка:
- учитель называет слова, школьники выполняют любые действия, например, хлопают в ладоши, определяя количество слогов;
- дети рисуют носом буквы.
Если дети на уроке долго пишут, тогда необходима гимнастика для кистей рук и глаз:
- «Цыпленок»: показать руками как цыпленок клюет крошки;
- «Часики»: поочередно вращать пальчиками по часовой стрелке и обратно;
- «Фигуры»: представить круг или квадрат и обводить фигуру глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Таким образом, активный отдых во время уроков укрепляет здоровье школьников, улучшает кровообращение, снимает усталость в мышцах, позвоночнике, повышает интерес ребенка к учебной деятельности.