Видео: Как воспитывать гиперактивного ребёнка? - Доктор Комаровский
В каждом детском коллективе есть свои „шустрики”. Это дети с холерическим темпераментом, вездесущие, любознательные и умные. Их называют гиперактивными. С ними непросто и педагогам, и родителям. Как же определить гиперекативность малыша? Что нужно учитывать при его воспитании? Послушаем советы специалистов.
Критерии гиперактивности
Изучая поведение очень подвижных и активных детей, психологи обобщили черты и особенности поведения, свойственные им. Вот они:
- Ребенок лезет на все возвышения (тумбочки, столы, шкафы).
- Он чаще бегает, нежели ходит.
- У него ярко выраженная мимика, лишние движения характерны ему и дома, и за его пределами.
- Все, что делает такое дитя, сопровождается шумом.
- Кажется, что такой малыш никогда не отдыхает, все время что-то делает.
- Он слушает вас, но не слышит.
- Задевая и толкая других детей, на них же и жалуется.
- Легко отвлекается на любой раздражитель.
- Часто не заканчивает то, что начал.
- Очень часто теряет свои игрушки и личные вещи.
Если вашему ребенку присущи несколько характеристик из приведенного выше списка, то вооружайтесь терпением и начинайте с себя. Ведь дети — зеркальное отражение своих пап и мам. Возможно, вы сами слишком активны, импульсивны, нервозны?
Рекомендации родителям гиперактивных малышей
Не все дети дошкольного возраста посещают детские сады, где с ними могут поработать психологи. Такими воспитателями для своих детей должны стать бабушки, дедушки, родители. Все вместе они обязаны придерживаться таких правил воспитания своих суперактивных чад:
- Позитивная модель отношений. Поскольку такие дети в большинстве случаев игнорируют замечания, ругань, укоры, то их нужно хвалить за малейшие успехи, добрые дела, вежливость, подчеркивать все хорошее и давать понять, что все вышеперечисленное вас очень радует.
- Ни при каких обстоятельствах не прибегайте к физическим наказаниям гиперактивных детей. С ними отношения должны основываться на доверии, а не на страхе.
- В отношениях с ребенком у вас должно преобладать слово „да”. Старайтесь не употреблять слов „нет”, „нельзя”.
- Когда формируете какой-либо запрет, то объясняйте, почему ребенок не должен этого делать.
- Сделайте его ответственным за определенный круг домашних обязанностей. Например, полив вазонов, кормление кошки в определенное время. Это будет дисциплинировать дитя, делать его более организованным. Никогда не делайте за него эту работу. Напоминайте, если он забывает. Хвалите за выполнение.
- Режим дня. Его гиперактивный малыш должен соблюдать и в рабочие, и в выходные дни. Если это дошкольник, то днем он должен спать всегда.
- Громкая музыка и звук телевизора, яркие обои и цвета в детской — раздражающие факторы, негативно действующие на нервную систему ребенка. Постарайтесь этого избегать. В детской отдайте предпочтение голубому цвету.
- Ребенку-дошкольнику и младшему школьнику хорошо бы организовать спортивный уголок, чтобы он тратил свою лишнюю энергию.
- Оберегайте мальчика или девочку от переутомления. Оно всегда снижает самоконтроль и способствует раздражительности.
- Контролируйте сон малыша. Он должен высыпаться. Не выспавшись, ребенок будет опять же усталым и нервным. А концу дня станет просто неуправляемым.
- Найдите для гиперактивного ребенка занятие по душе. Хобби поможет сделать дитя спокойнее, усидчивее, будет способствовать концентрации внимания. Возможно, для мальчика подойдет спортивный кружок, секция. Определяйте наклонности малыша, его задатки и развивайте их. Но не стоит сильно нагружать ребенка занятиями в разных кружках. К концу дня он будет очень уставшим и просто не сможет уснуть.
- Воспитывайте личным примером. Делайте все спокойно, ответственно, спешите, не спеша, и тогда малыш будет вашим приятным зеркальным отражением.