С каждым годом ребенок приобретает новые знания и умения, которые свидетельствуют о его полноценном развитии. Какими навыками малыш должен обладать в 4 года, родителям могут подсказать, определенные специалистами, нормы развития ребенка.
Развитие речи и памяти
Итак, к четырем годам дети, как правило, пользуются словарным запасом, который может насчитывать 2000 слов. Кроме того, в речи малыша уже часто встречаются местоимения, наречия, числительные и прилагательные.
В этом возрасте дети:
- знают и понимают названия многих предметов, которые могут объединять в группы по схожим признакам;
- называют профессии;
- могут назвать животное и его детеныша;
- озвучивают действия других людей.
Произношение становится более четким и правильным, мысли формируются в предложения. Появляется интонация, которую малыши часто перенимают у взрослых. В зависимости от ситуации, в которой находится ребенок, меняются громкость и темп его речи. Например, в присутствии незнакомого человека малыши часто понижают голос.
Хорошая память детей позволяет им в этом возрасте запоминать небольшие легкие стихи, отрывки из сказок, фразы героев, которые они охотно пересказывают взрослым с некоторыми подсказками. Кроме того, четырехлетние дети с радостью берутся разгадывать загадки о предметах, которые их окружают.
В 4 года малыши очень любознательны. Их интересуют все на свете, поэтому они часто просто засыпают взрослых вопросами. И в то же время, делятся с ними своими впечатлениями и размышлениями.
Подбираясь к отметке в 5 лет, речь детей становится еще более сформированной. Малыши:
- употребляют слова-антонимы и понимают многозначность слов;
- составляют простые предложения, описывая действия нарисованные на картинках;
- различают слова с похожим звучанием;
- подбирают рифмы к словам;
- пользуются паузами и мимикой, рассказывая стихи или пересказывая сказку.
Специалисты, считают, что в этом возрасте можно пробовать обучать ребенка чтению и иностранному языку, учитывая при этом его заинтересованность в процессе, а также знакомить с компьютером.
Внимание, восприятие и математика
Внимание четырехлетнего малыша зависит от заинтересованности каким-либо занятием. В 4 года ребенок может не отвлекаться от интересующего его действия или предмета в течение 15-20 минут.
Что касается восприятия, то в этом возрасте дети способны зрительно соотносить предметы и потому они могут:
- разбирать и складывать четырехсоставную матрешку;
- правильно собирать пирамидку;
- составлять разрезанную на две или 3 части картинку;
- рисуя, верно размещать предметы на листе по отношению друг к другу (например, располагать солнышко вверху, а домик внизу) и т.д.
Кроме того, малыши: уже знают, где право, а где лево и определяют положение предметов относительно себя- правильно называют времена года и время суток- различают некоторые цветы, деревья, овощи и фрукты.
В сфере математических познаний до наступления пяти лет дети уже могут:
- различать количество предметов и их равенство и неравенство;
- знать и находить геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал);
- определять какой по счету предмет;
- различать цифры от одного до пяти и решать простые задачи в пределах этих чисел.
Развитие моторики и графических навыков
Моторика четырехлетнего ребенка достаточно развита и позволяет ему:
- нанизывать бусины среднего размера на толстую проволоку или леску;
- собирать узор из мелкой мозаики или конструировать что-то из кубиков Лего;
- лепить из пластилина;
- определять предметы на ощупь;
- шнуровать ботинки;
- разрезать лист бумаги на полоски и вырезать некоторые предметы по контуру;
- наклеивать вырезанные фигуры и изображения, выстраивая композицию;
- сгибать листы бумаги пополам, совмещая при этом углы и стороны;
- управляться с карандашом и рисовать несложные предметы.
Воображение и знания, которые уже накопились за это время в головке маленького исследователя, помогают ему выражаться с помощью рисунка. В этом возрасте малыши уже могут рисовать сюжеты и правильно подбирать цвета карандашей для раскрашивания своих рисунков.
Конечно, перечисленные выше нормы могут немного отличаться от навыков и умений Вашего ребенка, так как процесс развития индивидуален и зависит от множества факторов. Данные нормы являются лишь определенным ориентиром для коррекции развития малыша.