Практически все родители знают, что существуют определенные нормы развития детей до года, но оценить развитие своего малыша эмпирическим путем могут только многодетные родители, имеющие возможность сравнить развитие младшего ребенка с развитием старших детей.
Поскольку опыт общения с маленькими детьми у людей неодинаков, а наблюдения за другими детьми на детской площадке явно недостаточно, понятно беспокойство многих родителей по поводу правильного развития своего малыша.
Справиться с данным беспокойством можно с помощью знаний о том, что должен уметь малыш в те или иные возрастные периоды.
Психомоторное развитие ребенка
Хотя нервная система человека начинает формироваться на первых этапах развития эмбриона, на свет ребенок появляется с незрелым в функциональном и структурном отношении мозгом. Дальнейшее развитие головного мозга зависит от генетических особенностей и воздействия окружающей среды, поэтому врач на первом году жизни проводит ежемесячную оценку нервно-психического развития малышей с целью своевременного выявления отклонений и их корректировки.
Поскольку у грудного ребенка наблюдается тесная взаимосвязь между нервно-психическим и моторным развитием, оценка развития ребенка проводится с учетом моторных навыков.
Психомоторное развитие является развитием двигательных и интеллектуальных навыков, зависящих от возраста ребенка, а также определенных наследственных качеств. Для гармоничного и полноценного развития ребенка важно, чтобы:
- одновременно и гармонично развивались органы зрения, слуха, осязания и обоняния;
- наблюдалось развитие крупной и мелкой моторики;
- тренировались все группы мышц;
- наблюдались социальные контакты (узнавание маминого голоса и пр.);
- были в норме сухожильные рефлексы и мышечный тонус.
Развитие моторики у всех людей следует общему шаблону – от крупной моторики к мелкой, и сверху вниз (первое, что учится контролировать ребенок – это движения глаз).
Крупная моторика включает такие навыки, как:
- переворачивание;
- ползанье;
- наклоны;
- ходьбу и т.д.
Мелкая моторика требует скоординированной работы рук и глаз, а также развития мелких мышц. К мелкой моторике относятся такие способности, как:
- манипуляция с мелкими предметами;
- умение передавать предмет из рук в руки;
- рисование;
- застегивание пуговиц и т.п.
При задержке моторного развития часто наблюдается задержка психического развития, поскольку у ребенка в таком случае ограничивается возможность восприятия окружающего мира.
Этапы психомоторного развития ребенка
Период новорожденности характеризуется повышенным тонусом мышц и сохранение внутриутробной позы. Ребенок руководствуется рефлексами (поиск соска, хватательный рефлекс и т.д.), движения беспорядочны. В дальнейшем место рефлексов займут определенные навыки, которые должны соответствовать возрастной норме.
Первое полугодие
На протяжении первого месяца ребенок:
- способен в положении лежа на животе приподнять и недолго удерживать голову;
- может сосать кулачек;
- ищет ртом грудь;
- фиксирует взгляд и следит за объектом, не поворачивая головы;
- реагирует на звуки двигательной активностью;
- способен выражать эмоции с помощью крика и мимики;
- хватает рефлекторно кольцо;
- поворачивает голову к источнику света.
На протяжении второго месяца малыш учится:
- лежа на животе удерживать голову;
- лежа на животе выводить перед собой руки и раскачиваться на них;
- улыбаться;
- гулить при обращении к нему;
- узнавать маму.
К третьему месяцу исчезает физиологический гипертонус мышц и многие рефлексы новорожденных. Ребенок уже может:
- держать голову, опираясь на предплечья;
- удерживать в руке вложенную игрушку;
- тянуть игрушку в рот;
- тянуть руку к игрушке и самостоятельно играть с висящими погремушками;
- реагировать на звук поворотом головы;
- гулить и смеяться сам по себе.
При обращении к ребенку у малыша наблюдается комплекс оживления.
Обратите внимание: Комплекс оживления начинает формироваться уже на 3-й неделе жизни. Включает сосредоточение и замирание при фиксации на объекте, улыбку, вокализацию и двигательную активность. Наблюдается учащенное дыхание и т.д. В полном составе комплекс наблюдается на втором месяце жизни.
Интенсивность проявления нарастает до 3-4 месяцев, а затем данный комплекс сменяется более сложными формами поведения.
Четвертый месяц характеризуется:
- умением брать и рассматривать игрушку, перекладывая ее;
- длительным рассматриванием статичных предметов;
- умением долгое время самостоятельно играть;
- способностью переворачиваться на бок;
- выбрасыванием ручек перед собой при приближении к опоре;
- умением находить маму глазами и следить за ней;
- способностью смеяться.
К пятому месяцу малыш хорошо различает своих и чужих, сопротивляется попытке отобрать у него игрушку и проявляет массу разнообразных эмоций.
Умеет:
- переворачиваться на живот;
- подползать на животе к объекту;
- искать упавший предмет, перекладывать его и тянуть в рот;
- отличать интонации голоса;
- стоять с поддержкой;
- прыгать в прыгунках;
- певуче гулить;
- длительное время рассматривать предметы и свои ручки.
Пробует встать на четвереньки.
К шестому месяцу малыш приобретает такие навыки, как:
- способность самостоятельно садиться;
- переворачиваться в любую сторону;
- умение стоять на четвереньках;
- хождение с поддержкой;
- кратковременное стояние у опоры.
Полугодовалый ребенок уже реагирует на свое имя, лепечет (»ба-ба» и т.д.), прислушивается к музыке и к словам, и эмоционально реагирует на звук. Малыш уже может пить из чашки и самостоятельно есть печенье, а также брать в руки крошечный предмет. Любит бросать игрушки, пытается достать удаленный предмет и активно требует грудь. В этом возрасте у детей появляется пищевой интерес, поэтому ребенок с удовольствием пробует разнообразные продукты.
Второе полугодие
На протяжении седьмого месяца ребенок учится:
- вставать с опорой, долго стоять возле нее и переступать;
- ползать на четвереньках;
- ходить за руки;
- откликаться на имя и протягивает к близким ручки;
- произносить слоги, которые повторяются. Лепет приобретает сложный эмоциональный характер – малыш старается копировать речь взрослых.
В этом возрасте ребенок хорошо различает людей и боится незнакомых, ест с ложки и умеет засовывать соску в рот. Узнает некоторые предметы, любит играть в прятки и ищет игрушку, которую спрятали. Обожает стучать предметом о предмет и размахивать игрушкой, может взять мелкий предмет двумя пальчиками, а также положить в коробку кубик. Умеет хлопать в ладошки, интересуется новыми предметами.
В восемь месяцев малыш активно ползает, ходит с поддержкой. Предметы может брать с помощью большого и указательного пальца.
В девять – десять месяцев ребенок умеет:
- самостоятельно стоять;
- ходить вдоль опоры и за одну ручку;
- быстро ползать;
- сидеть на горшке и держать чашку;
- свободно менять положение тела;
- выполнять разнообразные манипуляции с игрушкой и простые команды;
- показывать знакомые предметы и части тела;
- делать ладушки и махать ручкой («пока-пока»).
Наблюдается звукоподражание. Ребенок не только произносит много слогов, но и осознанно говорит «мама» и «папа».
В десять – двенадцать месяцев большинство детей самостоятельно встают и ходят, могут
подниматься и спускаться с поддержкой по лестнице, слезают с невысокого стульчика или дивана. В этот период малыш уже может:
- есть густую пищу ложкой;
- собирать пирамидку;
- кидать мячик;
- висеть на кольцах;
- время от времени проситься на горшок;
- без труда находить и показывать знакомые предметы;
- выражать свое согласие и несогласие;
- выполнять простые команды и играть в простые образные игры;
- произносить простые слова;
- двумя пальцами подобрать крошки.
Ребенок уже знает слово «нельзя» и проявляет интерес к другим детям.
Рекомендация: если вы заметили несоответствие развития вашего ребенка принятым стандартам, не стоит преждевременно переживать, поскольку каждый ребенок индивидуален. Малыш может сесть не в 6, а в 7,5 месяцев, и это тоже будет считаться нормой. Тревожным симптомом является серьезное отставание от нормы, и в таком случае надо обратиться к педиатру, который при необходимости назначит консультацию невролога.