Видео: Drawing for Kids & Toddler PRO
Сейчас в каждом городе есть центры раннего развития детей. И многие родители предпочитают водить своих малышей к педагогам, а не заниматься самим. Но очень многое для развития ребенка мамы и папы могут сделать дома. Рисование — одна из таких возможностей. Как не упустить момент и вовремя дать ребенку карандаши и краски, рассказывает педагог дополнительного образования Оксана Звонарева.
Сейчас в каждом городе есть центры раннего развития детей. И многие родители предпочитают водить своих малышей к педагогам, а не заниматься самим. Но очень многое для развития ребенка мамы и папы могут сделать дома. Рисование — одна из таких возможностей. Как не упустить момент и вовремя дать ребенку карандаши и краски, рассказывает педагог дополнительного образования Оксана Звонарева.
— Педагоги советуют рисовать пальчиковыми красками с детьми уже в год с небольшим. Не рановато ли начинать?
— Для маленького ребенка нет более важной задачи, чем овладение своим собственным телом. Малыш постепенно учится управлять ручками, ножками. Понаблюдайте за ребенком и вы увидите, как бесконечно много раз он может повторять одни и те же движения, как увлеченно он это делает. Радость движения является для малыша ведущей. И родители могут предложить ему дополнительные стимулы для развития. Пальчиковые краски — один из таких стимулов.
Как правило, речь идет о возрасте от года до двух лет. Есть дети, которые готовы к этому раньше, другие попозже. Если не получилось сразу, отложите занятия на какое-то время.
Прежде всего, подумайте о месте: может, вы организуете его за столиком или на полу. Если на полу, постелите клеенку и расположитесь подальше от обоев, диванов и ценных вещей. Держите наготове влажные салфетки, чтобы можно было быстренько вытереть краску, если ребенок отвлекся и хочет куда-то бежать.
— А в чем польза раннего рисования?
— К пальчиковым краскам не стоит относиться как к элементу рисования. Речь не идет о рисовании в традиционном понимании взрослых, когда мы изображаем какие-то предметы — домик, солнышко, травку. Пока этого ребенку и не нужно. Ему интересен сам предмет, материал и возможность действия с ним. Для малыша пальчиковые краски — это, в первую очередь, осязательный и познавательный опыт. Он будет рассматривать свои пальчики, обращать внимание, как они двигаются, оставляют следы на разных поверхностях.
О поверхностях тоже следует подумать. Это может быть однотонный пластиковый поднос или тарелка. Не надо выставлять всю коробку с пальчиковыми красками сразу. Заранее выберите цвет, желательно теплый желтый или красный. Выложите немного краски на крышечку или на тот же самый поднос, чтобы сразу по нему можно было размазывать.
— Некоторые дети не любят трогать что-то новое или они брезгливые от природы. Как быть в таких случаях?
— Лучше всего это сделать самому и показать свой окрашенный пальчик, дать потрогать ребенку не краску, а ваш палец. Потом покажите, как вы им двигаете. Лучше ничего сложного не делать, ведь важны сами движения. Параллельно можно озвучивать эти движения, например, «топ-топ», «кап-кап». Если ребенку это интересно, в дальнейшем переходите на бумагу.
Главное, чтобы занятия не стали отрицательным опытом для малыша. Иначе потом он никогда не будет больше этим заниматься. Ребенку нравится делать то, что доставляет ему удовольствие и вызывает поддержку мамы и папы. Любые занятия имеют пользу в том случае, если они регулярные — хотя бы раз в неделю.
Кроме пальчиковых красок можно купить специальные мыльные принадлежности, которыми можно рисовать на кафеле или ванне.
— Какие изобразительные материалы лучше предложить более взрослому ребенку: краски или фломастеры?
— В возрасте старше двух лет ребенку лучше дать восковые мелки. Главное, чтобы они были крупные и малыш мог их хорошо захватить ручками. Неважно, какой стороной мелка будет рисовать ребенок. Пока ему нужно отследить само действие и его результат. Однако это бывает проблемой — сейчас много гиперактивных детей, и они не успевают закончить то, что начали делать. Подвижным и неусидчивым ребятишкам лучше предлагать краски: результат в этом случае очевиднее, и дети успевают увидеть свой «рисунок» прежде, чем переключатся на что-то другое. Такому ребенку достаточно выбрать одну краску, дать широкую кисть и большой лист бумаги формата А-3.
Детям с хорошо развитыми движениями больше подходят мелки. Рисовать ими предпочтительнее за столом, а не на каких-то больших поверхностях — на стене или на полу, и выполнять лучше более мелкие рисунки. Мелки хороши тем, что они не дают резкую четкую однозначную линию, изображение получается более мягким, неопределенным. Маленькие дети не видят мир в четких, точно обозначенных границах, как мы, взрослые.
Постепенно, когда ребенок освоит мелки, научится их хорошо захватывать, можно переходить к карандашам. Карандаши в раннем возрасте предпочтительнее фломастеров. Сейчас очень богатый выбор карандашей хорошего качества, которые развивают тонкое цветовое восприятие.
Рисовать фломастерами лучше попозже, в 6–7 лет. Это хорошее средство для художественного самовыражения, когда ребенок работает под руководством педагога. А мы ведь говорим о раннем развитии детей в домашних условиях, и здесь самое важное предоставить ребенку свободу для развития, правильные материалы, правильно организованное рабочее место, регулярное побуждение к творческим занятиям и, конечно, поддержку родителей.
— У малышей есть периоды, когда они начинают рисовать на стенах. Как к этому относиться?
Видео: Рисование для Малышей
— Чаще всего, это упущение родителей. Возможно, в первый момент у ребенка был какой-то импульс. Внимательный родитель это заметит и организует дело так, что никаких последствий не будет. Если малыш испортил часть стены, именно в этом уголке повесьте ватман или большие куски старых обоев и регулярно меняйте их. У ребенка будет свое место, где он сможет рисовать. Если малыш все-таки продолжает рисовать на всех стенах, скорее всего, таким образом он привлекает ваше внимание. В этом случае стоит посоветоваться со специалистом — педагогом центра раннего развития или психологом. В моей практике был прекрасный пример семьи, в которой мама организовала для своих дочек зону для рисования на подоконнике. Девочки в любой момент подходили туда и красили. У одной из них было прекрасно развито чувство цвета, и потом эта девочка самостоятельно поступила в художественную школу.
— Большинство родителей сами не умеют рисовать. Чему они смогут научить детей?
— В дошкольном возрасте дети не нуждаются в каком-то умении, и их не надо учить. Если вы не умеете рисовать, не надо делать вид, что умеете. С детьми нужно просто играть, что-то делать вместе и быть искренним. Любая критика в этом возрасте непродуктивна: ребенок еще не готов ее воспринимать, критика убивает в нем желание.
Отдельная тема — рисование с бабушками. Их поддержка, если она не переходит в захваливание, процентов на восемьдесят обеспечивает успешность ребенка. Потому что именно бабушки могут принять его таким, какой он есть, а вот у родителей может быть много нереализованных амбиций и завышенных требований к собственному чаду.
— Раскраски — это польза или вред?
— Раскраски развивают у ребенка моторику, точность, координацию движений. Но с раскраской малыш ничего нового не создает. Гораздо полезнее, когда он сам учится рисовать линию, делать ее более ровной, создавать образы. В этом и заключается ценность творчества. К сожалению, сейчас в жизни мы мало что делаем сами, и вокруг очень много всего готового. Поэтому опыт раннего творчества создает позитивную базу на всю последующую жизнь. Но раскраски к творчеству не имеют отношения. Время от времени они могут стать неплохим развлечением для детей, но относиться к ним нужно как к досугу, а не как к элементу развития.
— В каком возрасте ребенка стоит отдавать на уроки рисования к педагогу?
— Ребенок до трех лет больше всего ориентирован на людей, которые его воспитывают — родителей, бабушек, дедушек. Посторонний человек является для него чужим. Специалисты зачастую проводят занятия с маленькими детьми в присутствии мам и бабушек: они находятся где-то рядом, и ребенок может на какое-то время остаться один и самостоятельно позаниматься. По моим наблюдениям дети в 3–4 года, как правило, не нуждаются в педагоге. Малыши в таком возрасте не ждут обучающих действий. Они делают то, что нравится им самим, показывают рисунки педагогу, как своим родителям, и ждут одобрения. Нужно немножко выждать, когда ребенок будет готов прислушаться к тому, что ему предлагает специалист. Обычно это происходит после пяти лет.