Иногда, богатый мир привычных нам звуков может быть ограничен для ребенка недостаточностью слуха и, тогда мы говорим, что он слабослышащий. Как правило, слабый слух у такого ребенка связан с поражением его среднего уха. Врожденный или приобретенный дефект слуха может быть выражен в различной степени: от нарушения восприятия шепота до ограничения слышимости громкого разговора. От выраженности слабости слуха зависит развитие речи и интеллектуальные способности, а также эмоциональная и социально-психологическая составляющая маленького человека. Однако своевременная коррекция слуха ребенка значительно повышает его шансы на нормальную жизнь и развитие.
Видео: Слабослышащие дети покоряют склоны горнолыжного курорта
Причины, по которым происходит нарушение слуха у детей
Слух ребенка может быть нарушен до или после рождения под воздействием различных факторов.
Видео: Мама-сурдопедагог. Кохлеарная имплантация. Слабослышащие дети. Занятия. Учимся читать. ДОМ
Среди причин ухудшения слуха у ребенка могут быть такие:
- наследственная предрасположенность;
- раннее рождение (у недоношенных детей часто возникают проблемы со слухом);
- внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, краснуха, грипп);
- родовые травмы;
- перенесенные ребенком после рождения инфекционные заболевания (корь, краснуха, эпидемический паротит, менингит, скарлатина, грипп и др.);
- воспаление среднего уха;
- лечение антибиотиками ототоксичного ряда (Гентомицин, Стрептомицин и др.);
- травмы головы;
- сильные стрессы и психологические травмы;
- разовое действие очень громких звуков (например, от разрыва петарды) и постоянное их воздействие (например, во время прослушивания громкой музыки через наушники).
Видео: Мама-сурдопедагог. Кохлеарная имплантация. Слабослышащие дети. Учимся читать и считать. ОДИН. МНОГО
Способы самостоятельного обнаружения проблем со слухом у ребенка
Очень важно, чтобы проблемы со слухом у малыша выявили как можно раньше. Есть несколько способов самостоятельной проверки слуха у ребенка.
У грудного ребенка выявить нарушения слуха достаточно проблематично, однако возможно. Во-первых, такую проверку должен сделать детский ЛОР. Во-вторых, родители могут сами проверить ребенка. Для этого можно погреметь возле малыша погремушкой, при этом он не должен ее видеть. Если со слухом все в порядке, то ребенок обязательно отреагирует на звук.
При проверке слуха у ребенка в полтора года, необходимо делать это на расстоянии шести метров от него. Лучше всего, если проверку будут осуществлять оба родителя, один из которых будет отвлекать малыша игрой, а второй, в это время, отойдя подальше, будет произносить слова громко или шепотом, либо греметь игрушкой. Ребенок с нормальным слухом либо замрет на время, либо повернется к источнику звука.
У трехлетнего ребенка проверка слуха несколько более сложная. В этом возрасте это делается путем связывания звука с действием. Лучше, если это будет осуществляться в игровой форме. Например, можно произносить определенный звук и при этом, взяв ручку малыша, совершать какое-нибудь действие (катить машинку, нажимать на кнопку, бросать мячик и др.). После неоднократного повторения этого процесса, надо отойти от ребенка на достаточное расстояние (6 метров) и произнести тот же звук, который был выбран для проверки. Если ребенок услышит звук, то первой реакцией будет действие, связанное с этим звуком.
При подозрениях нарушения слуха у ребенка, его необходимо сразу показать сурдологу. Упущенное время - главный враг слабослышащих детей.
Видео: Мама-сурдопедагог. Кохлеарная имплантация. Слабослышащие дети. ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА (2)
Помощь детям со слабым слухом
Даже несильное, врожденное или наступившее в раннем возрасте, снижение слуха у детей приводит к потерям в формировании речи: нарушениям звукопроизношения, неправильному оформлению фраз и построению высказываний. В тоже время, своевременная коррекция слуха ребенка дает возможность его полноценного развития и предотвращения тяжелых последствий. Поэтому любые подозрения относительно ухудшения слуха малыша должны сразу проверяться у сурдолога.
Сегодня для решения проблем слуха у детей врачи широко используют слухопротезирование (применение слуховых аппаратов). Однако родители должны понимать, что слуховой аппарат является лишь помощником в восприятии звуков ребенком и для полной реабилитации слабослышащим детям нужен комплекс медицинских и психолого-педагогических мероприятий. В работе с ребенком должны принимать участие родители, логопеды и сурдопедагоги.
Важную роль в помощи слабослышащему ребенку играет также социальная адаптация и полноценное общение со сверстниками.