Что должен уметь ребенок в 4 года? Равновесие и координация движения уже настолько развиты, что малыш умеет стоять и прыгать на одной ноге, крутить педали двухколесного велосипеда. Также заметен большой прогресс в развитии мышления, памяти, внимания, речи.
В этом возрасте совершенствуется система восприятия мира. Уже можно определить, какой информационный канал у ребенка развит сильнее: аудиальный, визуальный или кинестетический. Одни четырехлетние дети днями могут слушать музыку, аудиосказки, бабушкины истории. Другие подолгу могут созерцать, как работает какое-то устройство, рассматривать картинки, рисовать. Третьи любят вертеть, щупать, гладить, крутить, разбирать игрушки на детали, лепить из пластилина. Дети этого возраста различают часть и целое, хорошо выполняют задания по образцу. Но им трудно дается отбор информации, они пока не вычленяют главное и второстепенное, теряют логическую цепочку событий. Алогичность мышления и поступков в этом возрасте говорит о том, что у детей сильно развито воображение, они по-своему мыслят мир.
Моторные навыки ребенка 4 лет
- Что должен уметь ребенок в четыре года, осваивая крупную моторику?
- Быстро бегает, ловко меняет направление движения, может резко останавливаться.
- Ездит на двухколесном велосипеде с поддерживающими боковыми колесами, некоторые дети могут ездить без поддержки.
- Ходит задом наперед, боком, на пятках, на цыпочках, при этом хорошо держит равновесие.
- Чередует бег с прыжками, хорошо подпрыгивает, преодолевает препятствия.
- Прыгает с места и разбега, на одной и двух ногах.
- Может простоять на одной ноге от 5 до 10 секунд.
- Ловко поднимается, спускается по ступеням, взбирается по висячей лестнице.
- Пробует самостоятельно раскачиваться на качелях.
- Умеет делать кувырок вперед.
Интеллектуальное развитие
Малыш в 4 года должен уметь:
- складывать пазлы из 4-6 частей;
- различает предметы по признакам;
- умеет считать до 10 в правильной последовательности;
- узнает в тексте цифры и буквы;
- пробует писать цифры и буквы;
- знает основные геометрические фигуры, пробует их рисовать;
- может определить положение объекта в пространстве: спереди, сзади, сбоку, сверху, снизу, над, под, посредине;
- может путать правую и левую сторону;
- сравнивает предметы, разграничивает их по признаку: большой/маленький, узкий/широкий, короткий/длинный, легкий/тяжелый, мягкий/твердый;
- рисует, лепит, строит из конструктора по схеме;
- хорошо видит недостающие детали, элементы в предметах;
- обобщает слова, называет группы предметов;
- находит лишнее среди однородных предметов;
- видит путаницу в картинках, исправляет ошибки;
- определяет времена года по рисунку и описывает погоду;
- запоминает логические пары слов;
- умеет подобрать антонимы, иногда с подсказкой взрослых;
- запоминает текст на слух;
- знает названия домашних и диких животных;
- называет овощи и фрукты;
- знает названия распространенных цветов и деревьев.
В этом возрасте дети любят пазлы, мозаику, конструктор. Также в игровой форме можно использовать различные пособия для занятий: карточки с предметами, словами, цифрами, геометрическими фигурами, игры-ассоциации. Они развивают память, внимание, воображение, логику.
Особенности детского мышления
- Образное мышление. В этом возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление постепенно переходит в образное. Это значит, что ему уже не обязательно видеть и держать предмет в руках, чтобы думать о нем. В 4 года малыш умеет использовать зрительные образы, которые заложены в памяти. Так зарождается абстрактное мышление.
- Память и эмоции. Дети намного лучше запоминают то, что их впечатляет. Чем больше позитивных эмоций, тем больше откладывается образов и впечатлений. Эмоциональная память играет важную роль в психическом, интеллектуальном развитии ребенка.
- Концентрация внимания. Дети этого возраста пока что не способны длительно воспринимать информацию. Интеллектуальную деятельность нужно чередовать с активными, подвижными играми. В этом возрасте еще возникают трудности с письмом и чтением, потому что малышу не хватает усидчивости, концентрации внимания на одном объекте длительное время. Также его внимание избирательно, то есть он будет увлечен тем, что ему интересно. Уже в этом возрасте можно наблюдать таланты и врожденные способности детей.
Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек
Девочка в этом возрасте обычно (но далеко не всегда!) говорит лучше, у нее четкая артикуляция, богатый словарный запас, меньше дефектов речи. Мальчик лучше ориентируется в пространстве, у него хорошая зрительная память, он ловко и быстро двигается. Есть мнение, что эта разница объясняется более ранним развитием левого полушария у девочек, а правого — у мальчиков. Также заметны отличия в весе и росте. У мальчиков больше мышечной массы, более крупная костная система. Средний вес мальчиков: от 15 до 18 кг, средний вес девочек: от 14,5 до 17,5 кг. Средний рост мальчиков: от 98,5 до 105,5 см, девочек: от 98 до 104 см.
Речевое развитие
Какие навыки ребенка в 4 года уже сформированы? Как происходит процесс усвоения родной речи?
- Совершенствуется фразовая речь. Ребенок уже свободно владеет навыком построения простых синтаксических конструкций. В его предложении может насчитываться от 3 до 8 слов. Повседневное общение, игра со сверстниками стимулирует развитие устной речи. Малыш пока не умеет строить сложноподчиненные конструкции с союзами «потому что», «когда», «если». Старается разбивать конструкции на два простых предложения. Активно использует вопросительные слова: что? зачем? почему? кто? когда? как?
- Диалоговая речь. Малыш уже умеет произносить монологи и рассказывать о своих впечатлениях. Но лучше речь ребенка развивается в диалоге, когда есть коммуникативная потребность что-то донести или что-то понять. Особенно это важно во время игр со сверстниками. Если у ребенка выраженные дефекты речи, это будет мешать ему в общении, поскольку понимать его смогут только близкие люди. В этом возрасте малыш называет свое имя, фамилию, возраст, имена и профессии родителей, место проживания. Он уже может ответить на вопросы такого типа: куда ты идешь? что ты ел утром? какой у тебя любимый мультфильм?
- Освоение частей речи и лексики. В 4 года малыш знает около тысячи слов. Он активно использует в речи имена существительные, которые составляют половину всей активной лексики. Также ребенок запоминает новые глаголы и прилагательные, знаком с числительными до десяти, правильно употребляет предлоги. В 4 года дети умеют согласовывать существительные и прилагательные по числу, роду, правильно ставят падежные окончания. Для успешного пополнения активного и пассивного словаря нужно читать с ребенком, общаться, играть в сюжетно-ролевые игры. В 4 года малыш должен узнавать предмет по словесному описанию, также он сам уже может описывать предмет, выражать свое отношение к нему.
- Интонация, жесты, мимика. В большинстве случаев ребенок верно ставит ударение в словах. Его интонации становятся более выраженными, речь наполнена эмоциями. Также развивается мимика и жесты малыша. В этом возрасте он хорошо копирует взрослых, но также на темп речи и силу голоса влияет врожденный темперамент. Некоторые дети говорят чисто и хорошо, но мало. Другие, наоборот, произносят сто слов в минуту, много жестикулируют, но понять их трудно.
В четырехлетнем возрасте чаще всего начинают обращаться к логопеду, если у малыша ярко выражены дефекты речи и нет положительных изменений. Логопед сначала ставит шипящие, свистящие, затем сонорные — «р» и «л». Также учит ребенка артикуляционной гимнастике, дает упражнения на развитие мелкой моторики.
Что может ребенок в 4 года? Малыш хорошо владеет собственным телом. Моторные навыки расширяют познавательные возможности. У малыша формируется образное мышление, интенсивно развивается память, воображение, концентрация внимания, устная речь, способность к письму и чтению. Также в этом возрасте появляется личная мотивация, увлеченность любимым делом, проявляются способности и таланты.