Так называется целенаправленное воздействие взрослых на ребёнка с целью вооружения знаниями, нужными для развития, социальной адаптации. Умственное воспитание должно начинаться с самого рождения, максимум информации дитя усваивает в дошкольном возрасте. Ведь к трем годам детский мозг достигает 80% веса взрослого. Поэтому и нужно насыщать его знаниями, информацией, умениями. Узнаем о том, как это делать.
Методы и формы умственного воспитания дошкольников
Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.
Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы. Это, например, наблюдение как форма словесного метода. Оно дает возможность координировать восприятие, мышление, речь ребенка. Наблюдением взрослый учит ребенка выделять в предметах их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят. Например, изображение слона на картинке дает возможность малышу понять, что это крупный зверь, рассмотреть его хобот, уши. Затем, когда ребенок увидит зверя в зоопарке, сработает прием узнавания, то есть воссоздания знакомой информации.
Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания. Объяснение взрослого дает возможность уточнять наглядное восприятие. Рассказ как форма словесного метода представляет собой эмоциональное и образное изложение событий, которое базируется на фактическом материале. Например, в дошкольном возрасте рассказ о войне должен быть доступным, без трагических подробностей. Часто рассказ воспитателя прерывается вопросами детей. И тогда эта форма подачи информации переходит в объяснение.
Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте. Их формами бывают упражнения, игры, эксперименты. Например, последний используют для понимания ребенком необходимых условий для роста и развития растений. Эксперимент заключается в том, что двум одинаковым растениям создают разные условия. Одно стоит на окне и ежедневно поливается, другое помещают в шкаф и на некоторое время оставляют без воды. В результате дети наглядно видят, что второе растение погибает. Они объясняют это словесно.
Обучение в детском саду
Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями. Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка. Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:
- Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия).
- Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей).
- Становление речи.
- Воспитание любознательности.
- Формирование системы знаний об окружающей среде.
Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели. Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.
Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы.
Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.
Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой
Наблюдая за живой природой, ребенок приобретает много новых знаний. Развитие растений, повадки птиц, поведение животных в зоопарке дает возможность усваивать знания о сезонных явлениях в природе, биоритмах, временах года. Детские познания в процессе наблюдений уточняет воспитатель. Он, например, конкретизирует, что жуки, как и птицы, умеют летать. Но последние поедают первых, и это свидетельство взаимосвязи всего живого в природе.
Детям интересно наблюдать за птицами, прилетающими на сооруженную ими кормушку. Так они изучают строение их тела, знакомятся с клювом — специфическим органом добывания и усвоения пищи. Они различают щебет воробья и синицы, учатся бережно и заботливо относиться к братьям нашим меньшим. В процессе регулярных наблюдений за природой у девочек и мальчиков развивается такое качество как наблюдательность — способность замечать изменения в окружающей среде. В процессе ознакомления с причинными связями развивается мышление ребенка.
Сенсорное развитие детей педагоги осуществляют при наблюдениях за многообразием красок неживой природы, восприятия звуков животных. Приучение к наблюдениям за живыми объектами — это и развитие внимания детей, которое является основой мыслительных процессов.
Детям очень дорого то, что выращено своими руками. Поэтому их приобщение к труду в природе (на грядке, огороде) — это не только вооружение ребенка трудовыми навыками, получение радости от своей востребованности, а и нравственное воспитание.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Для таких детей умственное воспитание осуществляется в более ограниченном объеме знаний. Для развития зрительного внимания малышей с нарушением интеллекта имеют значение игры с перемещением в пространстве различных предметов. Что изменилось? Чего не хватает? Такие вопросы задает детям воспитатель в процессе изменения их места положения.
Зрительное внимание у таких детей активизируется в играх, где они запоминают местонахождение игрушек. Сначала это делают в ограниченном пространстве, позже — в пределах комнаты.
Необходимо регулярно менять предметы, с которыми дети действуют. Это помогает переходить от тактильных восприятий предмета к усвоению его свойств.
Детей с нарушениями интеллекта учат складывать разрезные картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Сначала такая картинка состоит из двух частей, затем их количество нужно увеличивать. Но делать это после того, как предыдущая задача усвоена полностью.
Важную роль в формировании целостности образов играет изобразительная деятельность дошкольника. Это лепка, аппликация, рисование.
В дошкольном возрасте мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта надо знакомить с изменчивостью как важным законом действительности. И лучше всего это делать в живой природе посредством наблюдений. Конечно же, специфика обучения в этом случае заключается в многочисленных повторениях. Например, если здоровые, нормально развивающиеся дети дифференцируют пение двух птиц с первого-второго повторения, то этой категории воспитанников понадобится для этого гораздо больше занятий.
Знания о социальных явлениях и умение вести себя в обществе начинается с формирования у таких детей представлений о себе. Педагоги и родители должны учить их называть свое имя и части тела, узнавать себя на фотографии. Далее круг познаний расширяется на семью ребенка. Мальчик или девочка должны уметь коротко рассказать о папе и маме, знать об их профессии, вкусах. Сформированные знания о социальных явлениях — это основа психологической готовности такого ребенка к обучению в школе.