Если ребенок с трудом делает в школе простые математические задания, например, решения задач в уме, выполнение примеров в столбик, то его родители бьют тревогу. Они пытаются самостоятельно объяснить ученику или ученице, как этому научиться. Но есть и другая категория пап с мамами. Те, наоборот, не дожидаются, когда соответствующая тема будет изучаться по школьной программе, сами пытаются обучить ребенка делить, умножать, считать в столбик. Психологи предупреждают таких родителей о том, что делать этого не стоит. Ведь в классе учитель может презентовать тему совершенно по-другому. У него своя методика подачи нового материала. В результате ребенок может запутаться, потерять интерес к предмету.
Известный итальянский педагог Мария Монтессори говорила о том, что ученик, не выполняющий каких-либо заданий, наверняка не умеет их делать.
Что касается математики, то особо важен принцип постепенности и овладения новыми знаниями на базе четко усвоенных предыдущих.
В дошкольном возрасте папа с мамой могут научить ребенка считать до десяти, оперировать понятиями „поровну”, „меньше”, „больше”. К 6-7 годам некоторые дети уже могут называть состав чисел от 1 до 10.
Что касается счета, то этот процесс состоит из двух компонентов:
Видео: Вычитание столбиком целых чисел
- Двигательный. Ученик передвигает своими руками предметы, на расстоянии на них указывает, считает их глазами.
- Речевой. Девочка или мальчик озвучивает процесс счета, проговаривает результат своей вычислительной деятельности. Сначала считает, шевеля губами либо шепотом, потом в уме.
Многократное повторение перечисленных действий со временем дает желаемый результат. У ребенка формируется навык счета. И в этом плане важно придерживаться принципа заинтересованности обучаемого. Так, мальчикам интереснее считать самолеты, машины во дворе. Девочкам — конфеты, куклы, бусинки. Усвоение счета с применением наглядности помогает быстрее овладеть сложением.
Видео: Математика 4 класс. 13 сентября. Деление в столбик 2
Сегодня есть много способов счета: на пальцах, с использованием счетных палочек, счетов, специальной линейки. В столбик ребенок научится слагать и вычитать, когда в совершенстве овладеет цифрами, составом чисел, умением считать в уме. Если ваш ученик уже умеет это делать, можно пробовать заниматься с ним подготовительными упражнениями. Они заключаются в расположении однозначных чисел под двухзначными. При этом не надо с цифрами делать никаких действий. Упражнение просто научит сына или дочь правильно располагать их в столбике. Если в результате нескольких занятий ребенок будет справляться с задачей без затруднений, то можно пробовать учить слагать.
Видео: Деление столбиком целых чисел - математика | uchim.org
Сразу объясните, что вначале складываются единицы, после них — десятки, потом — сотни. На начальном этапе обучения, опять же, поможет наглядность: схемы, дидактические игры, предметы. Отличными помощниками освоения счета в столбик станут для вас игры с карточками-цифрами, кубиками. Тогда пример не записывается, а просто выкладывается столбиком. Если допускается ошибка, то не придется его черкать, переписывать. Стоит лишь поменять карточку или кубик. Когда с этой наглядностью дело пойдет успешно, можно переходить к счету в столбик в тетрадке.
Каждому ребенку необходимо разное время для освоения этого вида арифметических действий. Овладеть расчетами в столбик могут 7-8-летние дети. Трудности могут возникнуть по таким причинам:
Видео: Математика
- Возрастные особенности. Ученик еще не способен устанавливать логические связи.
- Недостаточно сформированная память, внимание, восприятие.
- Несформированность самоконтроля.
У всех детей «биологические часы» разные. Если генетически у ребенка заложены математические способности, то навыками счета в столбик он может овладеть и в 6 лет. Другим это дается гораздо позже. Помните: все, что делается по принуждению, вызывает сопротивление. Вы рискуете потерей интереса ученика к поставленной задаче, либо вообще к математике. Поэтому терпение, повторение, похвала ребенка должны стать помощниками в достижении поставленной цели.