Формирование ребенка как личности начинается уже к концу первого года его жизни. Во многих семьях на протяжении всего раннего детства ребенка считают маленьким и несмышленым, не способным отвечать за свои поступки и принимать решения. Зачастую родители просто не в состоянии понять, что их дитя понемногу взрослеет, и продолжают опекать своего малыша, как будто он – беспомощное существо. И таким образом происходит блокирование детской самостоятельности.
Видео: Наталья Толстая - Воспитание ответственности у ребенка (ТК МАМА)
Часто можно видеть, как ребенка кормят с ложки, хотя он мог бы уже научиться и самостоятельно подносить ее ко рту. А как часто мама или папа наклоняются, чтобы надеть на ножку ребенка свалившийся сапожок или зашнуровать ботинок не потому, что ребенок не может это сделать сам, а потому что так – намного быстрее? Так месяц за месяцем у ребенка формируется привычка к тому, что взрослые должны его обслуживать, а он – еще маленький и ни за что не отвечает. Такие дети подолгу остаются беспомощными и в отсутствие всегда готовых прийти на помощь папы с мамой или бабушки с дедушкой, - например, в детском саду - они чувствуют себя ущербными и одинокими, поскольку, в отличие от других детей, не обладают элементарными навыками самообслуживания.
Когда дети становятся старше, родители начинают требовать от них ответственности за свои поступки. Но прежде чем требовать, нужно это качество в ребенке воспитать. Естественно, что чувство ответственности у ребенка отличается от аналогичного качества взрослого и зрелого человека. Для ребенка ответственность заключается в бережном отношении к имуществу семьи и своим собственным вещам, привычке к порядку, исполнении домашних обязанностей, стремлении выполнять свои обещания и так далее. Всему этому родители должны начинать обучать ребенка с самых первых лет его жизни.
Видео: Руслан Нарушевич. Ответственность и вина в воспитании ребенка
Ответственность – это личностная характеристика, присущая в полной мере только зрелому человеку.
Нельзя требовать ответственности от тех, кто еще не в состоянии вести себя осознанно. От подростка, которому еще далеко до состоявшейся личности, нельзя ждать, что он будет отвечать за все свои поступки. А что уж говорить о детях дошкольного возраста? В этой связи кажутся забавными упреки некоторых родителей в адрес своих 5-летних малышей по поводу безответственности последних.
Воспитать свое чадо ответственным – как это сделать и с чего начать?
Предъявлять маленькому человечку взрослые требования – это, конечно же, еще преждевременно. Но создавать предпосылки для развития в нем определенных черт характера – это возможно и необходимо уже в первые годы жизни ребенка. Некоторые родители из чувства ложной жалости оказывают своим детям «медвежью услугу», полагая, что время терпит, и пока еще рано знакомить их малыша с реалиями взрослой суровой жизни. Но, жалея его сейчас, вы обрекаете его на страдания в будущем.
Видео: ТД Зинкевич-Евстигнеева - Как научить мальчика ответственности?
Подавайте ребенку личный пример
Ваш ребенок не научится отвечать за свои слова и поступки, если вы, его родители, безответственны сами. Свои поступки нужно подкреплять словами, поясняя ребенку мотивы своего поведения: Например: «Я обещал тебе, что в воскресенье мы пойдем в зоопарк, значит, обязательно пойдем»- «»Я помою машину, а ты наведи порядок в своей комнате, и тогда мы сядем за компьютер и поиграем в новую игру. А все бросить и сесть играть – это безответственно» и т.д.
Видео: О ответственности за воспитание наших детей в противостоянии злу (22 06 2014) - Дмитрий Смирнов
Есть такие слова - «нельзя» и «надо»! Эти понятия ребенок должен накрепко усвоить. Если взрослый говорит, что нельзя что-либо делать – значит, это для ребенка должно стать законом. То же самое относится к понятию «надо». И здесь крайне важно, чтобы родители были последовательны в своих словах и поступках. Очень сложно запрещать что-либо ребенку, если вчера это было «нельзя», а сегодня - «ну, ладно, разрешаю&hellip-». Малыш должен усвоить, что не все в окружающем его мире подчиняется его желаниям и капризам. Если потакать им, пока он еще не начал ходить в детский сад, то потом, в обществе чужих ему взрослых и детей, ребенку будет очень сложно адаптироваться к навалившимся на него требованиям, и стрессовое состояние ему будет обеспечено.
Зона ответственности должна расширяться с возрастом ребенка
С ранних лет ребенку нужно объяснять, каким образом распределяются обязанности среди членов семьи. Каждый в семье должен за что-то отвечать, в том числе - и сам ребенок. Таким образом, ребенок начинает привыкать, что, как взрослые выполняют закрепленные за ними обязанности, так и он должен это делать на своем уровне ответственности. При этом очень важно, чтобы родители были последовательными в своих требованиях. Нельзя позволять ребенку отлынивать от своих обязанностей. Например, если он должен мыть за собой посуду, то от него нужно требовать ежедневного исполнения данной обязанности, а не тогда, когда у него есть настроение. Особенно это касается любящих бабушек, которые «жалеют» и чрезмерно опекают своих ненаглядных внуков, делая за них домашние дела.
Не бойтесь быть излишне требовательными к своему ребенку. Искренняя любовь, в сочетании с последовательностью в воспитании, поможет развить у малыша ростки ответственности, которые в последующем помогут ему сформироваться в личность, готовую брать на себя серьезные обязательства и исполнять их.