Театральная студия для детей: можно ли воспитать из ребенка настоящего актера и что для этого нужно

Видео: Театральный мюзикл «Новогодние приключения Winx» 2013 [FULL]

Скорее всего, на первый вопрос, вынесенный в заголовок, большинство педагогов ответят «нет». Нельзя воспитать актера. Но можно научить театральному мастерству, можно воспитать человека тонко чувствующего, умеющего выражать свои эмоции адекватно, способного к сочувствию и сопереживанию, разбирающегося в театральном искусстве. И для этого занятия в детской театральной студии очень подходят.

Мужчина говорит в микрофон

Педагог Сергей Кузнецов

Видео: Жан-Поль Монген. Лекция «Можно ли научить детей философствовать?»

Основы театрального искусства полезны для всех, но конечно, не могут быть обязательными. Если руководитель такого кружка понимает, что делает, то даже склонного к самолюбованию ребенка выступления на сцене не испортят, а напротив, помогут ему преодолеть излишнюю эгоцентричность. Спектакль — это всегда коллективное творчество. Умение работать с партнером, чувство ответственности и даже дисциплина, свобода в предлагаемых обстоятельствах, поиск свободы в рамках — этому тоже учит театр. А еще — уважению к своим чувствам и чувствам других.

Чем занимаются в театральной студии

Традиционные театральные студии начинают работать с детьми с 6–7 лет, некоторые элементы обучению искусству перевоплощения используются в различных развивающих студиях с самого раннего детства. Занятия с маленькими детьми, даже с годовалыми, когда их учат рычать как львенок, мяукать как кошечка, — это и есть первые театральные этюды. Так что ограничений, по большому счету, нет, начинать заниматься можно в любом возрасте.

— Что нужно ребенку, определить не может никто, кроме ребенка. Задача родителей — предоставить ему возможность выбора, — считает педагог Сергей Кузнецов. — Детям нужно предлагать, возможно, подталкивать к первым шагам, но насильно заставлять заниматься нельзя. Даже если вы уверены, что это совершенно необходимо.

Активный поиск и смену различных кружков в детях стоит поддерживать, только так они могут выбрать. Безусловно, с ребенком нужно говорить, анализировать, почему ему нравится именно эти занятия, а не другие.

— Лично я изначально не планировал никуда идти, но в начальной школе весь наш класс отправили в театральную студию, — рассказывает свою историю Дмитрий Шишлянников. Сейчас ему уже 19 лет, он студент и выпускник театральной студии «Эхо» в Новокузнецке. — У нас там были занятия по сорок минут два раза в неделю, и мне там очень понравилось. Мне нравилось быть на сцене, в центре внимания — ребенку это важно. А потом, в пятом классе, я понял, что хочу продолжать заниматься, и сам нашел кружок, куда и ходил до конца школы. Для меня это был отдельный мир.

Угадать, кому понравится возможность выходить на сцену и перевоплощаться в разных персонажей, родители, похоже, не смогут. Но важно понимать, что привносят в развитие ребенка занятия в театральном кружке.

Мальчик и девочка в нарядных костюмах

Здесь плохому не научат

— Театр учит пластике, а работу с телом трудно переоценить, сегодня много различных психологических подходов основано на телесном проживании, — объясняет педагог Сергей Кузнецов. — Детские постановки — это уникальная возможность в игре телесно проживать разные чувства, учиться распознавать и проявлять разные эмоции. Это учит детей коммуникативным навыкам.

Второй важный аспект — умение управлять голосом. Навык, необходимый в совершенно разных житейских ситуациях и очень полезный во многих профессиональных областях.

Сергей Валентинович уверен, что огромное значение имеет и возможность примерять на себя чужие образы, иногда проявлять то, что называют «теневой стороной», выражать то, что социум не одобряет. При этом важная часть в процессе обучения театральному мастерству заключается в том, что дети в жизни иногда попадают под влияние «отрицательного обаяния» сверстников неосознанно, а в студиях всегда происходит анализ произведения, разбор образов. Появляется больше осознанности: дети учатся анализировать, что стоит за тем или иным словом, поступком другого человека.

— Выбор репертуара очень важен, ведь на нем происходит воспитание и взросление ребят, — поддерживает коллегу Наталья Фриенко, руководитель детско-юношеской театральной студии «Эхо». — С маленькими мы ставим сказки — это отличный способ научиться перевоплощению, а также пониманию, где добрый поступок, а где — плохой. Для старших ребят стараемся выбирать проблемные спектакли.

Наталья Степановна рассказывает, как однажды они в студии — вынужденно — ставили спектакль «Звезда на крыше», сюжет которого держится на наркотическом суициде. Не самая приятная тема, но не затронуть ее педагог не могла: студийцы вдруг резко увлеклись пирсингом, стали баловаться спиртным. Руководитель театральной студии до сих пор уверена, что работа над этим спектаклем спасла ребят от многих ошибок.

Юные актёры со своим руководителем

Руководитель детско-юношеской театральной студии «Эхо» Наталья Фриенко со своими воспитанниками.

Не только для будущих актеров

Театр, как синтетический вид искусства, развивает память, интеллект, внимание. Многовековой опыт ярко свидетельствует, что дети, занимающиеся в театральных кружках, вырастают в большей степени гармоничными, принимающими себя и других людей в их разных проявлениях. Это, безусловно, более толерантные люди. И вряд ли эти качества помешают современному ребенку.

— Моя задача, как руководителя, дать возможность ребятам выражаться, научить их проявлять свои способности, проявлять чувства, проживать разные эмоции, вставать, что называется на чужое место, — делится Наталья Фриенко. — У меня нет задачи вырастить будущих актеров, нет и цели, чтобы ребята обязательно поступили в театральный институт. Конечно, многие мои ребята хорошо подготовлены к поступлению. Но одна из самых талантливых и органичных моих учениц однажды на реплику: «Ну вы-то точно должны хотеть стать актрисой» ответила: «Нет, я хочу быть педиатром. Представляете, зайду в палату с веселой куклой на руке, поздороваюсь…». Для меня это важнее.

Еще один будущий врач и выпускник «Эха», Александр Юшков, не раз замечал, что театральное прошлое помогает ему и в медицинском настоящем.

— Идти в детский театральный кружок я не хотел, меня друзья потащили. Но мне понравилось то, чему там учат, как надо держаться на сцене, как не бояться публики, — вспоминает Саша. — Театральный кружок помог мне раскрепоститься, избавиться от каких-то комплексов, найти в себе скрытые таланты. Помогает ли мне это в жизни? Разумеется, помогает. Например, при участии в научных конференциях очень важно знать определенные правила, приемы красноречия, важно иметь хорошую дикцию, уметь заинтересовать слушателя. Кроме того, я научился работать в коллективе, с полуслова понимать партнера, а также с легкостью входить в новую компанию. Я перестал испытывать трудности в общении с людьми, что очень важно в выбранной мной профессии.

Любые навыки, полученные детьми, остаются с ними на всю жизнь. Невозможно угадать, что и когда им пригодится, но то, чему можно научиться в театральной студии для детей, станет отличным фундаментом для строительства будущей жизни, будь то профессиональная карьера или воспитание собственных детей. Ведь «весь мир — театр», как говорил Уильям Шекспир.

Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: