Признаки гиперактивного ребенка

Признаки гиперактивного ребенка

Еще несколько лет назад мы и слышать не слышали о гиперактивности, а сегодня такой диагноз ставят, по меньшей мере, каждому второму ребенку. Причем время от времени изменяется и формулировка: такое состояние называют то «расстройством обучения», то СДВГ - синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Медики не только не могут определиться с формулировкой. Не существует даже установленных методов диагностики этого синдрома. К слову, уже вроде как сошлись во мнении, что данное расстройство - именно синдром, а никак не болезнь. И даже вокруг проявлений гиперактивности еще ведутся споры.

На самом деле, поставить такой «диагноз» ребенку - дело не одной минуты. За малышом длительное время должны наблюдать специалисты. Тем не менее, на практике каждый врач так и норовит «высмотреть» у своего маленького пациенты эту самую гиперактивность. А сделать это не составит труда. Потому что многие симптомы за несколько минут можно найти у любого нормально развивающегося здорового ребенка.

Главный из них - далеко не повышенная активность, как может показаться на первый взгляд. Критерием определения гиперактивности является неспособность ребенка надолго сосредотачиваться на одном предмете или занятии. Но здесь очень важно учитывать возраст, потому как в разные периоды развития это может проявляться по-разному.

Гиперактивный ребенок крайне неусидчив, постоянно топчется, мечется, ерзает, бегает, куда-то лезет. О таких говорят, что у них мотор в одном месте. А бабушка то и дело вздыхает: «Пятерых детей вырастила, но этот…».

Но этот как раз может быть также вполне нормальным ребенком без всяких там синдромов. Мы еще раз акцентируем ваше внимание, что чрезмерная активность современных детей - вполне нормальная черта. Другое дело, если, во-первых, она направлена бесцельно, то есть ребенок не преследует никаких целей, а просто движется из-за неспособности хоть на минуту задержаться на месте, а не из-за дикого интереса к окружающему его миру. Во-вторых, все его действия «взбалмошны» и «бесстрашны»: он бросается под колеса едущего автомобиля, прыгает с очень большой высоты, летит прямо на раскачавшуюся карусель. И то при этом, опять-таки, следует учитывать возраст, потому что у маленьких детей чувство страха еще не развито в полной мере.

Нарушение речи (неспособность соединять слова во фразы) и незаинтересованность в прослушивании сказок также косвенно можно считать проявлением данного синдрома. К симптомам гиперактивности можно отнести также неспособность ждать своей очереди и постоянное желание все брать в руки. Едят такие детки неважно, а вот чувство жажды у них не исчезает. И уложить их спать ни днем, ни вечером просто невозможно.

Гиперактивный ребенок имеет заниженную самооценку и обычно очень остро реагирует на пустяковые ситуации, в то же время не поддается ласке и утешению - успокоить такого плаксу непросто. Он очень обидчив и раздражителен.

С самого раннего возраста предвестниками гиперавтиности могут стать плохой сон и аппетит ребенка, низкие прибавки в весе, повышенная возбудимость и беспокойство. Но всем этим состояниям может быть множество причин, вообще не связанных с СДВГ.

Вообще о синдроме гиперактивности можно говорить только после 5-6 лет. Уже в школе ребенок может проявить выраженные симптомы этого расстройства. В таком случае он не способен к коллективной работе, испытывает трудности с пересказыванием текстов и сочинением рассказов. Отношения со сверстниками не складываются, он часто проявляет агрессию. Такой ребенок не выполняет требования учителя на уроке, отличается плохим поведением и неусидчивостью на занятиях, не делает домашние задания - словом, не подчиняется установленным правилам. Вспомните, а ведь и в вашем классе были такие, что изводили учителей своей особенностью. Только тогда это не называли гиперактивностью, а просто ставили двойки и делали таких ребят изгоями. А они, между прочим, не дураки по натуре, и часто даже значительно умнее отличников, а в некоторых сферах и вовсе проявляют настоящий талант! Они богаты самыми разными идеями, проявляют самые разные творческие способности, обладают высокоразвитой интуицией.

Мировые медицинские светила с большой долей вероятности утверждают, что СДВГ страдали такие великие люди, как Эйнштейн, Моцарт, да Винчи, Пикассо, Хемингуэй, Бетховен, Пушкин, Александр Македонский и многие другие.

Гиперактивные детки преимущественно чрезмерно болтливы и при этом крайне неловки. У них все валится с рук, они обо все ударяются и все задевают. Особенные трудности возникают с мелкой моторикой: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и так далее. Такие детки постоянно что-то теряют, а в школе у них оказывается некрасивый почерк.

В целом, гиперактивного ребенка можно описать как неусидчивого, непоследовательного, непослушного, упрямого, рассеянного, неаккуратного, неуклюжего. К старшему возрасту взбалмошность и неусидчивость, обычно проходят, но неспособность концентрироваться остается, порой даже на всю жизнь.

В общем, к постановке диагноза «гиперактивность» нужно относиться с большой осторожностью. Но если ваш ребенок на самом деле гиперактивен, это не делает его каким-то «не таким». Это не болезнь, а некая модель детского поведения. Просто проявите немного больше любви и терпения к своей кровинке. В том же интернете вы найдете множество рекомендаций родителям гиперактивных детей. Они в любом случае не помешают, даже если никакими расстройствами ваши детки не страдают вовсе. Если же расстройство выявлено уже в школьном возрасте и представляет реальные трудности в учебном процессе, рекомендуется обеспечить ребенку индивидуальное обучение или перевести его в специализированный класс с короткими и разнообразными по форме и содержанию уроками.

Специально для malutka.net - Елена Кичак

загрузка...
Поделись в соц. сетях:


Внимание, только СЕГОДНЯ!
По теме: