Аутизм считается генетическим заболеванием, хотя причины его развития по сегодняшний день достоверно не выяснены. Это расстройство мозга объединяет целый ряд различных симптомов, которые у всех аутистов могут проявляться по-разному и выборочно. Не существует понятия классический или типичный аутизм, но есть некоторые характерные черты у детей-аутистов, которые помогают распознать заболевание на самых ранних сроках. И следует признать, что чем раньше будет поставлен диагноз и начата терапия, тем большие шансы ребенок будет иметь для нормальной адаптации к обществу.
Уже к трем годам аутиста можно распознать. Но чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Здесь по большей части все зависит от родителей или тех родственников, которые проводят с малышом основную часть времени. Поэтому знать симптомы аутизма не будет лишним.
Они могут начать проявляться уже с месячного возраста крохи. Вот только заметить и принять их удается крайне редко. Все начинается с контакта ребенка с окружающим миром, и в первую очередь – с окружающими его людьми, ведь именно через них малыш и познает мир.
Обычный здоровый ребенок очень рано начинает сосредотачивать свой взгляд на лицах и улавливать их разные выражения, более того – он отвечает взаимностью. Аутисты реагируют на лицо не совсем адекватно: они могут вообще не обращать никакого внимания на лицо мамы либо задерживаться на нем лишь на миг, отводя взгляд в сторону. Такие детки не идут на контакт при общении, не отвечают улыбкой на улыбку, не гулят, не тянут ручки к маме при встрече. Они могут реагировать смехом на крик или плачем на смех, радоваться и расстраиваться неадекватно обстановке. Либо вовсе никак не реагировать на внешние раздражители.
Маленькие аутисты часто своеобразно реагируют на мамины руки: изворачиваются и сильно напрягаются, когда мама берет малыша, либо наоборот: чрезмерно расслабляются, прямо расплываясь на маминых руках. Так же неодинаково разные аутичные дети реагируют на отсутствие и присутствие матери: одни могут и вовсе не замечать ее, другие тяжело переживают уход мамы, вплоть до развития тяжелых соматических состояний (рвоты, повышения температуры). Примечательно, что такие вспышки могут чередоваться друг с дружкой: то малыш не может и минуты выдержать без родителя (не давая ему даже из комнаты выйти), то не подпускает к себе (даже маму).
Видео: "Признаки аутизма у детей раннего возраста. Раннее вмешательство", О.В.Доленко, 2.04.13
Детки постарше «выдают» себя некой отстраненностью. Складывается впечатление, будто бы они отграничены от этого мира и живут в каком-то своем, особенном. Дети, страдающие аутизмом, редко любят играть с другими – им больше по душе одиночество. Любой новый человек, предмет или обстановка могут вызывать у них паническое беспокойство, и чтобы успокоится, они начинают повторять ритуальные монотонные действия или издавать какие-то повторяющиеся звуки. Аутисты вообще любят, чтобы все шло своим чередом, по плану, так как обычно. И любое нарушение этой привычной цепочки вызывает у них беспокойство. Вот почему такие детки любят выкладывать игрушки в ряд или мерно покачиваться – они воссоздают привычный черед событий.
Другое проявление аутизма – чрезмерная радость и улыбчивость ребенка при виде любого человека, даже абсолютно чужого или не расположенного к нему. Таких малышей часто называют лучезарными: они заигрывают с чужими дядями и тетями и без стеснений идут на руки к любому.
Одним из признаков аутизма у детей является задержка речи и других навыков. Иногда кажется даже, что ребенок не слышит и не видит – он смотрит как бы сквозь вас и не реагирует на обращения и попытки с ним поиграть или пообщаться. А случается, что такой малыш может лепетать что-то без остановки, не взирая ни на что.
Следует понимать, что у разных ребят аутизм может проявляться по-разному. Вот некоторые обобщенные признаки аутизма у детей:
Видео: Аутизм. Симптомы аутизма, капризы, кучкования, странности. 2 года
- отвержение материнской ласки;
- дискомфорт от телесной близости с матерью;
- отсутствие зрительного контакта;
- отстраненный взгляд;
- отсутствие или задержка речи, небольшой словарный запас;
- сильная зависимость от матери;
- предпочтение только одного из родителей (или ухаживающего за ребенком лица);
- чрезмерное положительное расположение к чужим людям;
- отстраненность от сверстников и других окружающих;
- трудности в общении;
- неадекватная реакция на происходящее;
- повторение одних и тех же действий, звуков, фраз;
- зависимость от режима и постоянства;
- концентрация внимания на деталях;
- предпочтение одних игр или занятий;
- пониженный или завышенный интеллект.
Если вовремя выявить заболевание и начать профессиональную комплексную терапию, можно существенно облегчить социализацию такого ребенка и в целом всю его жизнь. Между прочим, среди аутичных детей часто встречаются одаренные в разных сферах уникумы.
Специально для malutka.net – Елена Кичак